Цензура в России: день сегодняшний

Иосиф Дзялошинский – президент Правозащитного фонда «Комиссия по свободе доступа к информации»

Глубинная социальная сущность цензуры заключается в организации централизованного контроля за распространением научных идей и художественных образцов. Или – в другой терминологии – в ограничении доступа различных групп населения к этим образцам и идеям во имя государственных интересов и с помощью государства. Причем особенностью цензуры является то, что внешние ограничения довольно быстро становятся внутренними барьерами, в соответствии с которыми автор идей и художественных образов создает свои произведения.

Таким образом, процесс цензуры осуществляется на пересечении интересов трех социальных групп: с одной стороны, интеллектуальная элита, производящая новые модели опыта, мысли, чувства, понимания, выражения.

С другой – облеченные государственной властью блюстители порядка, они же распределители оценок сделанному, а далее – распорядители вознаграждений и санкций за заслуги и нарушения, с третьей – общественность, население, выступающие потребителем произведений, прошедших (или не прошедших) цензуру.

Принципиальная основа цензуры – это разделение людей как минимум на два сорта: первый сорт решает, что можно знать второму, и в соответствии с этим решением силой ограничивает хождение «вредной» информации.

Легко заметить, что такая позиция прямо противоречит демократической парадигме, согласно которой каждый гражданин априори считается вменяемым настолько, чтобы даже выбирать правителей.

Разумеется, в России цензура запрещена. Конституция (статья 29, пункт 4), закон Российской Федерации о средствах массовой информации (статья 58) устанавливают уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность за всякую попытку осуществления цензуры над СМИ. Однако приходится констатировать, что при полном отсутствии открытой цензуры с чьей-либо стороны успешно влиять на СМИ ухитряется не только государство, но и другие силы. Объясняется это тем, что, провозглашая свободу слова, информации, выражения собственного мнения, Закон делает немало оговорок, ограничивающих злоупотребление этими свободами. Остаются темы, для которых Конституция делает исключение: пропаганда войны, национальной розни запрещена и преследуется в уголовном порядке. Соответствующие статьи имеются и в Уголовном кодексе. Так, статья 136 Уголовного кодекса устанавливает ответственность за нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии, в частности, за пропаганду исключительности либо неполноценности граждан по этим признакам. Кроме того, в УК РФ установлена ответственность
за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя или захвату власти (статья 278), к измене Родине, совершению террористического акта или шпионаж (статьи 205, 275, 276), за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, клевету и оскорбление (статьи 354, 130, 129), изготовление или сбыт порнографических предметов (статья 242).

Обложка книги Сталинская ретушь

Обложка книги "Сталинская ретушь"

К сожалению, в последней статье четко не указано, что следует считать порнографией, а что эротикой. Запрещена пропаганда и реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Но помимо этих нормальных и всеми принимаемых положений постоянно предпринимаются попытки усилить возможности государства по контролю за информационными потоками.

Одним из наиболее опасных для свободы массовой информации является предложение изменить содержание ст. 3 Закона «О средствах массовой информации» (недопустимость цензуры). Действующий Закон определяет цензуру как требование от редакции средства массовой информации со стороны каких-либо органов или должностных лиц предварительно согласовывать с ними сообщения и материалы, а также как наложение запрета на их распространение. Если поправки вступят в силу, наложение запрета на распространение каких-либо сообщений и материалов через средства массовой информации перестанет считаться цензурой и, следовательно, не будет подпадать под действие ст. 29 Конституции России, запрещающей цензуру.

А компетентные органы получат возможность «не выпускать» нежелательную для них информацию в эфир или на газетную полосу.

Другой проект такого же рода – Федеральный закон «О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации». С одной стороны, закон подтверждает, что телевизионное вещание и радиовещание в РФ свободно, цензура запрещена Конституцией Российской Федерации. Свобода телевизионного вещания и радиовещания может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С другой стороны, есть свидетельства того, что России вновь грозит цензура.

Под видом защиты государственных тайн для нее уже создана нормативно-правовая база. Как свидетельствует известный эколог А.Яблоков, за последние три года в России принято множество решений, существенно повышающих информационную закрытость многих ведомств.

Достаточно назвать утвержденный 24 января 1998 года Президентом РФ «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне», включающий 87 позиций.

Тем самым глава государства нарушает Конституцию, устанавливающую, что «Перечень...» определяется федеральным законом (Конституция РФ, ст. 29, часть 4). Этот указ сомнителен вдвойне: закон «О государственной тайне» в 1993 году уже определил перечень сведений, составляющих гостайну. Можно констатировать, что цензура уже успешно работает.

Пробный опыт новых цензоров – широко известная история капитана первого ранга в отставке Александра Никитина.

Некоммерческая организация Правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации» (КСДИ) ставит перед собой цель способствовать повышению информационной прозрачности отношений между властью и обществом, в том числе – улучшению ситуации в отношении доступа журналистов к информации. Для осуществления намеченной цели КСДИ решает следующие задачи:

- сбор материалов о ситуации с доступом к информации, организация мониторинга нарушений в этой сфере;

- анализ существующих нормативно-правовых актов и законопроектов, регулирующих доступ к информации, а также разработка законодательных инициатив;

- анализ правоприменительной практики в сфере доступа к информации и оказание журналистам правовой помощи;

- разработка и реализация информационных, учебно-методических и издательских программ, способствующих овладению журналистами знаниями и навыками в области доступа к информации.

Как результат работы в перечисленных направлениях с апреля 1997 года начал выходить ежемесячный бюллетень «Право знать».

В рамках информационной и учебно-методической программ Комиссия организует и проводит семинары для журналистов и пресс-секретарей.

Деятельности КСДИ помогает Общественный консультативный совет (ОКС) по проблемам свободы доступа к информации. ОКС – консультативный орган, созданный для привлечения журналистов, ученых, представителей общественности к разработке проблем свободы доступа к информации и выработке предложений по решению проблем, возникающих в этой сфере. Членами Совета стали известные юристы и журналисты.

КСДИ имеет свою страничку в Интернете: www.ksdi.ru, e-mail: idzyaloshinsky@mtu-net.ru