" З а п р е т н ы е " с т р а н и ц ы

Тема репрессий много лет была закрыта для общества, не только замалчивалась (в семьях сознательно не вспоминали об этом), но и уничтожалась государством. Поэтому каждое материальное свидетельство бесценно и само по себе уже является музейным экспонатом.

Первые мемориальские выставки дали импульс для накопления все новых и новых экспонатов. Из них складывались первые коллекции, которые сохраняли память о «запретных» страницах истории, и именно на их основе стали создаваться мемориальские музеи.

Развитие выставочной деятельности и стихийное возникновение музеев, главной темой экспозиций которых была тема репрессий, привело к осознанию необходимости обмена опытом.

* * *

Поводом для выпуска музейного номера послужила Международная музейная конференция «Музеи и выставки “Мемориала”», прошедшая в октябре 2000 года в Перми. На этой конференции присутствовали представители 28 региональных «Мемориалов» и ряда других общественных организаций.

В этом спецвыпуске редакция не ставит перед собой цели показать весь спектр проблем, стоящих перед музейным сообществом. Мы не музейщики, чтобы затевать сугубо профессиональные споры на страницах бюллетеня.

В первую очередь нас интересует проблема сохранения общественной памяти о трагических годах репрессий в нашей стране.

Эта проблема порождает другую: что показывать? как? кому?

Мы постарались рассказать, как отвечали на эти вопросы энтузиасты-одиночки в конце 80-х годов и как на эти вопросы отвечают профессионалы-музейщики сейчас.

Мы постарались представить мемориальские музеи из разных регионов: от Апатитов до Ягодного (хотя и не все из них принимали участие в этой конференции), и краеведческие музеи, создающие экспозиции на тему тоталитарного прошлого. Получившаяся подборка, разумеется, не полна, но, хотим надеяться, достаточно репрезентативна для оценки музейной ситуации в целом.

Российское общество недостаточно задумывается над своим прошлым, не придает ему должного значения.

Для сравнения мы обращаемся к опыту зарубежных музеев, которые ищут новые формы работы с аудиторией. Правительства этих стран активно поддерживают просветительские исторические программы.

У нас же проблемой исторического просвещения в настоящее время занимаются в основном общественные организации. Попытка представить тему репрессий широкой аудитории впервые была сделана в 1988 году, когда «Мемориал» организовал выставку в Доме культуры МЭЛЗа (Московского электролампового завода). Эта выставка в рамках «Недели совести» предшествовала ряду аналогичных выставок, проходивших как у нас в стране, так и за рубежом. Экспозиции были разнообразными, но цель одна и та же: пробудить нашу память и сделать так, чтобы наша совесть не замкнулась в «календарном пространстве» Недели. Выставки продолжаются и по сей день.

Организация экспозиции за пределами музея – занятие довольно трудоемкое: необходимы немалые средства для переезда, монтажа, аренды помещения и так далее. Отчасти решить эти проблемы можно при помощи альбома. Альбом представляет собой экспозицию в миниатюре. Его можно тиражировать, взять в библиотеке, купить наконец. Используя альбом, можно прочитать интересную лекцию. Аннотировать все альбомы, связанные с недавним прошлым, у нас не хватило бы ни времени, ни места. Мы ограничились представлением на страницах нашего бюллетеня лишь двух интересных, на наш взгляд, альбомов. Они интересны не только своим содержанием, но в первую очередь личностями и судьбами художников, творчеству которых они посвящены.

Говоря о выходе на широкую аудиторию, нельзя не упомянуть интернет. Многие музеи, осознав выгоды музейных представительств в интернете, создают свои странички, размещают на них свои коллекции, экспозиции. Открытое информационное пространство ставит перед музейщиками много новых задач. Среди них – проблема научной концепции сайта, проблема аудитории, проблема качества виртуальной экспозиции и т.д. Готовых решений нет не только у нас, но и у профессиональных музейщиков. Cтатьи в рубрике «Интернет» посвящены музейным интернет-представительствам и виртуальным музеям.

Отношение к мемориальским музеям и к теме репрессий в экспозиции музеев неоднозначно. В последней части нашего бюллетеня мы публикуем точки зрения представителей различных специалистов музейного дела: музеолога, художника, искусствоведа, журналиста. может быть, эти мнения подскажут новое направление в развитии музейной деятельности.