М у з е и .
K р а т к а я
с п р а в к а
         

Музей (лат. museum <греч. museion> – храм муз) в современном понимании слова – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение. В его задачи входит собирание, хранение и публичный показ (экспозиции, выставки) коллекций. Это могут быть произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности, сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей и так далее. В деятельности музеев предполагается научная составляющая, некоторый системный подход в коллекционной деятельности.

У современного музея многовековая история развития. Считается, что первые зачатки музеев существовали в Древней Греции (священные рощи муз, храмы муз). Войны Римской империи обогатили Рим сокровищами и произведениями искусства, привезенными из завоеванных стран. Римляне хранили их в храмах (иногда специально для этого построенных), в термах (при которых бывали библиотеки и выставлялись коллекции владельца) и в частных галереях.

В средние века традиция хранения реликвий и художественных редкостей перешла к христианским церквам. В эпоху Возрождения коллекционирование произведений древнего искусства стало одним из уважаемых и распространенных занятий просвещенной части общества. Именно в это время, в конце ХV века, во Флоренции возник первый музей в современном понимании этого слова. Им стала галерея Уффици, построенная правителем Флоренции Лоренцо Медичи для своей коллекции произведений искусства. Уже к середине XVI века в Европе насчитывалось 955 собраний музейного типа. Тогда же появляются первые музейные каталоги и чуть позже трактаты по музееведению. Все европейские собрания оставались частными; государственные, а потом и городские музеи возникают только в начале XVIII века. Расцвет музейного дела в Европе приходится на ХIХ век, в это же время некоторые частные собрания становятся общественным достоянием, открытым для публичного обозрения. ХХ век принес в музейное дело высокую техническую оснащенность. Практически все мировые музеи имеют свои сайты в сети интернет. Глобализация культурных связей привела к созданию международного музейного совета – ИКОМ (ICOM). В 1957 году в ИКОМе была образована русская секция.

Историю музейного дела в России открывают собрания реликвий и произведений искусства в монастырских и церковных ризницах. Уже при царе Иване Грозном начинает складываться коллекция московской Оружейной палаты. В ее состав входили сокровища царского казнохранилища – оружие, древние монеты, драгоценная утварь, иконы и книги.

Кунсткамера, появившаяся в 1698 году после первой поездки Петра I в Голландию, стала первым публичным музеем в России. Первоначально она была размещена в здании Главной Аптеки в Москве. В 1714 году ее переводят в Санкт-Петербург, а в 1722 году строят отдельное здание.

В XVIII веке художественные музеи России входили в такие дворцовые комплексы, как Эрмитаж, Петергоф.

В XIX веке в России возникает сеть публичных музеев. В начале века основан музей при Академии наук. В 1831 году в Петербурге открыт Румянцевский музей. В 1862 году его переводят в Москву под официальным названием «Московский публичный Румянцевский музей» (впоследствии библиотека им. В.И.Ленина и позже Российская государственная библиотека). С 1858 года «публичной» становится Оружейная палата Московского Кремля.

Одним из источников возникновения музеев в России во второй половине ХIX века были всероссийские выставки. На их основе сложились Политехнический музей в Москве, Музей антропологии, Музей народного искусства.

На рубеже XIX–XX веков несколько крупных частных коллекций в России были преобразованы в общедоступные галереи (Третьяковская галерея – 1892 год, Театральный музей А.А.Бахрушина – 1913 год) или переданы в большие государственные музеи страны. Музеи в начале ХХ века стремились быть общедоступными: плата за вход взималась только с состоятельной публики. Вход в Третьяковскую галерею был бесплатен для всех слоев населения. В начале ХХ века в России было создано 160 музеев.

После Октябрьской революции 1917 года все музеи и частные коллекции страны были национализированы. В первоначальный период организации музейного дела, в 1918–1920 годах, многое решали специалисты старой музейной школы, успевшие частично реализовать свои представления об историко-культурном обновлении музеев. На основе их идей были созданы такие музеи, как Музей нового западного искусства, Музей иконописи и живописи, Музей фарфора, и другие. Очень скоро, начиная с 20-х годов, музеи попадают под жесткий идеологический пресс государства. Музейные собрания часто неоправданно перераспределяются, закрываются старейшие музеи, возникают музеи, обслуживающие новую государственную идеологию.

Например, музеи уходящего быта, раскрепощения женщин, антирелигиозные музеи и музеи историко-революционного направления.

В 1936 году открывается Центральный музей В.И.Ленина, объединивший вокруг себя все музеи этой тематики в Советском Союзе. Музей становится инструментом социалистического строительства, основным направлением его деятельности становится политико-воспитательная работа с посетителями. К 1937 году в стране насчитывалось 745 музеев различных направлений. Все они находились в режиме жесткого «огосударствления».

Загнанные в тесные рамки официальной идеологии, музеи часто перестают отвечать общественным интересам. Возможно, по этой причине в 1960–1970-е годы становятся популярными музеи на общественных началах, возникавшие на предприятиях, в школах, в крупных сельскохозяйственных объединениях. В большинстве случаев в условиях тотального идеологического контроля они быстро перерождались в пыльные уголки ведомственной истории. За последние десять лет в стране снова стали возникать частные и муниципальные галереи, музеи на основе частных коллекций. Как правило, их возникновение связано с естественным, но долго подавляемым стремлением общества обозначить место современной русской культуры в контексте мировой.

Тем временем в деятельности государственных музеев обозначилась опасная тенденция избегать систематического изложения и осмысления советского периода истории России.

Привычные «имперские» идеологические схемы заставляют музеи все чаще отказываться от непарадного, концептуального взгляда на отечественную историю ХХ века. Взаимоотношения государства и общества, огромные жертвы, принесенные русским обществом «на алтарь Отечества», не должны пройти мимо нашей памяти. То, что недоделывают государственные музеи, придется делать общественным.

Музеи страны должны вернуться к главной идее, которая лежала в их начале и которая вызывает к ним интерес в настоящем, – к аспектам взаимоотношений Человека и Истории.

Марина Козлова