Дом культуры в Вожаеле

Печора. Имея не ценим…

Об уникальных находках рассказывает научный сотрудник мемориального музея "Пермь-36" Роберт Латыпов

Печора–Вожаель. Во время командировки в Республику Коми, где проходила научно-практическая конференция Ухто-Печорского «Мемориала», я посетил Емву и Вожаель (Княжпогостский район). Целью поездки стала исследовательская разведка в местах бывших лагпунктов ГУЛАГа. Поселок Вожаель располагается примерно в 80 км от города Емвы (бывший Княжпогост). С 16.08.1937 года по 01.01.1960 года здесь располагалось одно из крупнейших лесных лагерных управлений на севере Европейской части СССР – Устьвымский ИТЛ (Устьвымлаг). Большинство спецконтингента составляли осужденные по 58-й статье и трудармейцы. Имелись также и военнопленные. На территории поселка до сих пор сохранились жилые бараки, лагерный изолятор, аэродром и Дом культуры, построенные заключенными. В жилых бараках, возведенных для «вольных» служащих и рабочих управления, до сих пор живут люди.

Но особое внимание привлекает бывший Дом культуры поселка. По воспоминаниям местных жителей, он был построен в конце 30-х годов практически сразу после появления лагеря и управления ИТЛ. Это двухэтажное деревянное здание, выполненное в стиле конца 30-х – начала 40-х годов с поздними инновациями и дополнениями. Последние появились после пожара и капитального ремонта постройки в 1960–1962 годах. В Доме культуры располагались все соответствующие этому учреждению помещения: детские игровые комнаты, библиотека, комнаты кружков, весьма внушительных размеров зрительный зал (на 300 мест!), фойе, гардероб, костюмерные. Стены были украшены лепниной, резьбой по дереву, картинами лагерных художников. Многое из этого, к сожалению, не сохранилось. Из настенной идеологической агитации мне удалось вывезти лишь портрет В.И.Ленина (чеканка) и два советских герба (резьба по дереву), которые, без сомнения, являются лагерными работами. Но все же главная ценность Дома культуры сохранилась и находится в зрительном зале. Это картины (масло, холст), написанные ориентировочно в 1960–1962 годах художником и бывшим заключенным Гапликовым. Они висят вдоль стен зала за массивными колоннами и из-за отсутствия рам прибиты к стене гвоздями по периметру. Всего шесть полотен, и они очень больших размеров. Так, самые малые из них имеют размеры приблизительно 3 на 4 метра. Сюжеты картин: лесоповал, индустриализация, прогресс советской науки. Все работы выполнены по присущим тому времени идеологическим стандартам. Самые же большие картины (а их две) имеют размеры примерно 4 на 12 метров (из-за отсутствия рулетки длину пришлось мерить шагами). На первой из них – взятие Зимнего дворца 25 октября 1917 года. Вероятнее всего, это гигантская копия какой-то другой известной картины. Вторая – празднование Дня Победы на Красной площади в Москве 9 мая 1945 года, тоже, видимо, копия картины другого советского художника. Картины выполнены талантливо и с размахом, достойным идеологической гигантомании той эпохи.

Поселок Вожаель решением районной администрации подлежит закрытию из-за своей нерентабельности. Уже сейчас нет рейсового автобусного сообщения, почти ликвидирована телефонная связь, постоянно отключают электричество, не работают магазины и т. д. Население вынуждено покидать поселок. Большая часть построек, в том числе и Дом культуры, подлежат сносу. Как сказал глава поселкового совета Андрей Львович Кириенко, «это дело решенное и обсуждению не подлежит». Дом разрушается не только естественным образом. Местные жители разбирают и уносят все, что может пригодиться новому, «маленькому» поселковому клубу. «Старому» осталось жить не более года.

На вывоз оставшегося имущества Дома культуры средств у местной администрации нет, как нет и места для его хранения. Нет средств и у Ухто-Печорского «Мемориала». Дом культуры и его интерьер (особенно картины) необходимо реставрировать и сохранить для изучения и, конечно, демонстрации. Это важные культурные атрибуты уходящей эпохи. И выход, кажется, найден. Сейчас обсуждается вопрос о вывозе экспонатов в Мемориальный музей истории политических репрессий и тоталитаризма «Пермь–36».