Уроки Прошлого

1. Как часто люди задумываются о своем прошлом? Что их интересует: прошлое семьи, города, страны, личная биография? Что подталкивает к размышлениям: прочитанная книга, какой-то случай из собственной жизни, духовный кризис, желание понять окружающий мир? Что есть прошлое: быт, цепочка воспоминаний, кадры телевизионной хроники, заголовки газетных полос?

Эти вопросы важны, потому что прошлое служит основой для выстраиваемой человеком на протяжении всей жизни системы ценностей. Через знание о своем прошлом человек находит себя в системе исторических координат, включается в те или иные социальные структуры, формирует свое понимание общества.

Эта работа происходит на самых разных уровнях – на индивидуальном, семейном или на уровне отдельной исторической школы. Сравнение различных точек зрения, а иногда их столкновение дает возможность извлекать уроки из прошлого. Благодаря интересу человека к этим проблемам постепенно складывается система подготовки людей к осознанию прошлого – историческое просвещение. В ее основе лежит формирование навыка «вспоминать», соотносить, выстраивать иерархию ценностей с учетом своего места в истории, включенности в различные социумы. Можно сказать, что антитоталитарное просвещение выполняет превентивную функцию: в демократическом сообществе не должны воспроизводиться тоталитарные стереотипы, формировавшиеся, насаждавшиеся и укоренявшиеся до этого десятилетиями.

По мере развития демократических институтов возникают и укрепляются общественные организации, которые провозглашают просвещение своей миссией, обращение к исторической памяти – своей задачей. Важно, что они привлекают к работе историков, школьных учителей, специалистов по музейному делу, просто заинтересованных и неравнодушных людей – волонтеров.

2. Программа «Гражданское общество» на протяжении своей многолетней деятельности поддерживает проекты в области антитоталитарного просвещения. Среди наиболее крупных за последние два года:

  • проекты «Школа – правовое пространство» (разработка и внедрение в школах программ гражданско-правового образования), «Мы – сограждане», «Школа толерантности»;
  • конкурс «Уроки прошлого», в рамках которого были поддержаны более 50 программ антитоталитарного просвещения, предложенных НКО из разных регионов России и адресованных в первую очередь молодежи (активное участие в конкурсах приняли региональные «Мемориалы», среди проектов-победителей оказалось немало «мемориальских»);
  • проект пермского мемориального музея «Пермь–36» (организация в музее уроков для школьников по темам политической истории России XX века);
  • в декабре 1999 года участники конференции «Чечня: неизвлеченные уроки» попытались определить, что можно сделать объединенными усилиями граждан для изменения ситуации в конфликтном регионе, создания условий для мирной жизни и предотвращения конфликтов в «горячих точках». В рамках направления «Горячие точки», начавшего свою деятельность после конференции, поддержаны, в частности, проект «Дон – наш общий дом», выполняемый коллективом краеведческого музея Ростова-на-Дону; специальная книжная серия «Горячие точки»; всероссийская плакатная акция «Я не хочу ненавидеть!», участники которой представили свое видение толерантного сосуществования различных социумов; проект «Кавказский узел» разместит в интернете энциклопедию жизни народов Кавказа.
  • Этот список проектов, связанных с уроками прошлого, можно продолжить. Я не ставлю своей задачей в этой статье информировать читателей бюллетеня о суммах, выделенных на проекты, поддержанные программой (эту информацию можно найти на сайте Института «Открытое общество» в разделах, регулярно помещающих отчеты о результатах конкурсов, годовые финансовые отчеты о деятельности Фонда, объявления о новых конкурсах). Мои размышления сегодня о том, какие ресурсы для просветительской работы, выполняемой «Мемориалами» и другими организациями по всей России, предлагает программа «Гражданское общество».

    3. Программа «Гражданское общество» осуществляет поддержку проектной деятельности. Выбирая те или иные проекты, эксперты должны думать об эффективности вложения средств. Четко ли определены цели, конкретны ли задачи, найдены ли соответствующие формы для деятельности? Имеет значение не только решение локальных задач, но и разработка моделей – проектов, которые организации могут осуществлять в любом регионе страны. Для общественных организаций фонды – это не только источники финансирования, но и ресурсные центры, так как именно они аккумулируют информацию о гуманитарных проектах, отслеживают с помощью ведущих экспертов тенденции развития гражданского общества, отвечают на острейшие запросы времени поддержкой новых предложений НКО. Что может быть полезно просветительским группам «Мемориала» в программе «Гражданское общество»:

  • ознакомление с банком проектов программы, в особенности по конкурсам «Уроки прошлого»;
  • участие в акциях программы (пример – плакатная акция «Я не хочу ненавидеть!»);
  • привлечение ресурсов организаций-партнеров программы «Гражданское общество», например, музеев, региональных СМИ к просветительским проектам в регионе;
  • использование материалов и наработок, таких, например, как операциональные проекты «Школа – правовое пространство», «Школа толерантности», для организации работы со школьниками;
  • использование конференций и встреч для налаживания взаимодействия, обмена опытом (при поддержке Института «Открытое общество» проходит множество разнообразных мероприятий в регионах, в том числе через программу «Восток-Восток» можно выступить с инициативой по созыву рабочего совещания или международной встречи).
  • Это далеко не полный перечень того, что может находиться в поле внимания НКО, заинтересованных в сотрудничестве с программой. Важно понимать, какое значение имеют обмен мнениями, обсуждение проектов, поддержанных в рамках программы на страницах печатных изданий общественных организаций для получения финансирующими организациями обратной связи. Сам факт общественной дискуссии вокруг проектов по антитоталитарному просвещению есть вклад в продвижение этого вида деятельности в обществе.Эффект от освоения ресурсов программы «Гражданское общество» по антитоталитарному просвещению может быть усилен, если наработки используются не одной организацией, а рассматриваются в качестве инструментария для работы сети. Тогда подготовленная на средства небольшого гранта выставка-передвижка, а также опыт, полученный командой проекта, могут быть использованы дружеской организацией, которая на базе уже разработанной модели решала бы аналогичные просветительские задачи в школах своего района. Умелое использование преимуществ сетевой организации структур гражданского общества может много дать для развития НКО. Представим, что чиновнику из администрации региона N попадает в руки выпуск бюллетеня «Мемориала» и он узнает, что по 5–10 селам курируемой им территории по школам передвигается историческая выставка, пользующаяся успехом у детей и учителей. Возможно, он подумает, не провести ли это мероприятие еще и в школах соседнего района, еще он может узнать, что организация, которая проводит выставку, входит в сеть организаций «Мемориала», а сеть участвует в проведении конкурса школьных работ «Человек в истории». А эти акции поддержали ряд организаций, фондов, значит, на подобную деятельность можно получить средства, значит, есть зарекомендовавшие себя методики. Так начинается работа. Это, конечно, предположение, но отчеты по ряду проектов, получивших гранты Института «Открытое общество» по конкурсу «Уроки прошлого», подтверждают его верность.

    Заключение

    Уроки прошлого важны для общества по многим причинам. Это действенный способ преодолеть закрепленные на протяжении жизни нескольких поколений установки тоталитарного сознания. Такие уроки пробуждают гражданскую инициативу и задают этическую планку для поступков. Уроки прошлого приводят нас к осознанию необходимости толерантного поведения как нормы для гражданина, понимающего, что вокруг сосуществует рядом множество отличных друг от друга миров. Наконец, обращение к прошлому помогает понимать настоящее. В освоении уроков прошлого ценен вклад каждого – старшеклассника, в составе поискового отряда разыскивающего останки солдат, погибших при обороне маленького села; школьного учителя, договорившегося с руководством местного краеведческого музея о проведении уроков истории на территории музея, где школьники смогут встретиться с современниками той исторической эпохи России, которая становится предметом изучения; общественных организаций, собирающих данные о жертвах политических репрессий и предоставляющих собранные документы и свидетельства для экспозиции в клубе или помещении музея. Главное, чтобы был интерес к работе с порой сложными и неоднозначными материалами и желание выполнить свою миссию профессионально, советуясь со специалистами и используя все возможности организации просветительской деятельности: от сбора данных и обобщения их в лекциях до организации экспозиций и проведения общественных акций.

     

    Елена Ковалевская, директор программы «Гражданское общество» Института «Открытое общество»