По ту сторону дружбы народов. Национализм и антисемитизм на территоррии бывшего СССР

С 12 по 30 сентября 1992 года в Институте социальной истории (Амстердам) прошла выставка «По ту сторону дружбы народов. Национализм и антисемитизм конца советской эпохи», подготовленная Архивом М-БИО (первого негосударственного информационного агентства) при Институте гуманитарно-политических исследований и библиотекой Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». В фондах архива и библиотеки к тому времени уже был собран огромный материал, который позволял взглянуть как бы изнутри на сложный мир советского общества в период перестройки и сразу же после нее. К сожалению, большой объем этого материала оставался неизвестным даже узкому кругу специалистов, не говоря уже о широкой общественности. По мнению авторов выставки, было бы непростительно не использовать собранную документацию по истории национальных движений и национализма в СССР.

В сотрудничестве с М.А.Разореновой (Архив М-БИО) и при активном участии автора сценария и художественного оформления выставки М.Б.Гнедовского была разработана научная концепция выставки. В подготовке и организации выставки, кроме Института социальной истории, принимали участие Музей Анны Франк и Центр Второго мира. Неоценимую помощь на всех этапах работы над выставкой оказала друг «Мемориала» историк и политолог Ненси Адлер (в те годы – сотрудник Центра Второго мира).

Подготовка выставки в Москве заняла более 5 месяцев. Учитывая объем (окончательный отбор экспонатов предстояло осуществить на месте) и специфический характер материалов (листовки, плакаты, фотографии, книги и брошюры, карты, рукописные материалы, видеофильмы), авторы везли с собой из Москвы достаточно громоздкий багаж. Единственное приключение, связанное с этой «выставочной» историей, произошло 6 сентября в аэропорту «Шереметьево-2». Во время прохождения таможенного контроля одно из багажных мест подверглось досмотру. После изумленного ознакомления с лежавшими сверху агитационными карикатурами и текстами типа: «Ельцин – слуга Сиона», «Боря Ельцин – Барух Эльцин», «Жиды – убирайтесь в свой Израиль», «”Память” – знает!..» – служитель таможни вызвал свое непосредственное начальство.

Оно в свою очередь вызвало свое, еще более высокое начальство. Часть багажа (другая, до того пропущенная более сонным таможенником, была уже сдана и «уплыла» в багажное чрево самолета) решили задержать. Сопроводительные письма к вывозу материалов выставки за рубеж (в том числе и письмо, подписанное тогдашним председателем Комитета Верховного Совета РСФСР по правам человека С.А.Ковалевым) были оставлены без должного внимания. Кончилось все тем, что один из сопровождающих вслед за «уплывшим» багажом улетел, а двое остались в аэропорту бороться за права свои и багажа. Борьба продолжалась 12 часов (билеты чудом удалось поменять на вечерний рейс в Амстердам). Одним из аргументов таможни было то, что документы общества «Память» можно вывозить только с разрешения общества «Память»(!) Аргументами противной стороны были звонки депутатам Верховного Совета и Моссовета, зампреду Госкомнаца (им в ту пору был не кто-нибудь, а директор все того же Института гуманитарно-политических исследований, то есть Архива М-БИО, один из основателей «Мемориала», ныне депутат Госдумы В.В.Игрунов), в «Мемориал», на Радио «Свобода» и другие инстанции. Несмотря на то, что была суббота, звонки возымели свое действие. В аэропорт приезжали нарочные с соответствующими письмами в таможню, таможенному начальству кто-то «сверху» звонил…

Наконец к 19.00 было получено разрешение на вывоз за рубеж «крамольного груза» (кроме нескольких листовок общества «Память», которые вернули авторам выставки уже после их возвращения в Москву). Выставка состоялась…

В последующие годы при подготовке выставок по той же тематике на обновленном материале (в Госдуме в 1995 году, в Екатеринбургском «Мемориале» в 1995 году и другие) мной были использованы элементы концепции амстердамской выставки.

Кроме каталога, фирмой IDC был выпущен набор микрофиш (со всеми материалами выставки) с альбомом-путеводителем, в котором воспроизводился вступительный текст к каталогу.

Ниже приводится вступительный текст к каталогу выставки, изданному на английском языке (текст был переведен и отредактирован Н.Адлер).

Борис Беленкин

Стенд выставки «По ту сторону дружбы народов. Национализм и антисемитизм конца советской эпохи»


Антисемитизм и национализм на территории бывшего СССР


Проблемы национализма на территории бывшего СССР вовсе не появились исключительно при Горбачеве.

Во все время существования советской власти национализм то в одном, то в другом своем проявлении назойливо вылезал из-за бодрых праздничных лозунгов, прославлявших дружбу народов и советский интернационализм. В Кремле перекраивались границы республик и автономий, произвольно менялся их административный и государственный статус.

То поощряли местных национал-коммунистов, то объявляли их прислужниками национальной буржуазии. То вводили латиницу, то заменяли латинский и арабский алфавиты кириллицей.

Депортировали целые народы. То устраивали показательные суды над антисемитами, то начинали охоту на ведьм-космополитов, т.е. граждан с еврейскими фамилиями, пугали обывателя международным сионизмом.

На протяжении десятилетий на тему «Межнациональные (межэтнические) отношения в СССР» властями страны было наложено табу. Говоря об отношениях между нациями, официальная советская идеология признавала только одну формулу – «дружба народов». (Именно поэтому в оформлении «выставочного пространства» как бы в роли фона использованы фотографии, негативы и слайды фрагментов композиции фонтана «Дружба народов» на ВДНХ). Но проблемы национальных взаимоотношений существовали. Корни одних уходили глубоко в прошлое; другие же инициировались национальной политикой, проводимой советской властью.

Во второй половине 80-х годов для многих стало неожиданностью, что именно национальная, а не социальная политика тоталитарного советского режима потерпела крах первой.

Процесс демократических реформ в СССР сопровождался ростом национального самосознания, стремлением народов к самостоятельному устройству основ общественной жизни. Но в условиях социального кризиса и политической нестабильности этот процесс сопровождался нарастанием межэтнических противоречий и разрушением гражданского мира. С одной стороны, национальные движения сыграли огромную роль в разрушении тоталитарного государства, с другой стороны, национализм и шовинизм стали реальным фактором дестабилизации общества.

Неуправляемый процесс эскалации межэтнических и межнациональных конфликтов во многих регионах бывшего СССР привел к затяжным кровопролитным войнам. В задачу нашей выставки не входит ретроспективное отображение темы национализма за все годы существования коммунистического режима. В центре внимания – события последних пяти лет; мы хотим показать, каким образом межэтнические конфликты развиваются в атмосфере распада империи.

Мы рассматриваем проблему как существующий факт. Вернее, не рассматриваем, а показываем – ибо только в последние годы национализм вышел из подполья, приобрел бумагу, типографские станки, место на городских площадях, микрофоны и, наконец, оружие. К примеру, если раньше призыв «Бей жидов!» можно было прочесть только на стенах туалетов или услышать, да и то произнесенный вполголоса, на улице, в общественном транспорте или в очереди, то теперь антисемитизм открыто проповедуется на страницах газет и на многолюдных митингах. Многочисленные листовки, газеты, плакаты, документы, фотографии – все это вместе на языке юриспруденции называется вещественными доказательствами. При подготовке выставки мы собрали около тысячи таких вещественных доказательств. В экспозиции представлены лишь некоторые из них. Нам хотелось показать не этнографический, а скорее анатомический аспект национализма: региональные и этнические материалы используются лишь в качестве фона. Национализм, как болезнь социальная, не знает географических границ. Поэтому отобранный для выставки материал мы не расположили по региональному признаку, а объединили по нескольким тематическим разделам. В каждом разделе (блоке) представлен один из аспектов национализма:

1. Национализм бытовой – социальная и психологическая основа всякого национализма.

2. Национализм эпидемический – массовый, паразитирующий на теле толпы.

3. Национализм политиканствующий – выражающий себя в деятельности политических партий и движений.

4. Национализм «академический» – опирающийся на авторитет науки, апеллирующий к мнениям ученых, к данным истории, этнографии, психологии.

5. Национализм государственный – исходящий от властных (государственных) структур, использующий государственные институты (правительство, парламент и др.).

6. Национализм воюющий – крайняя форма национализма, ведущая к кровопролитию и насилию (одно из сопутствующих явлений межэтнических конфликтов – потоки беженцев и вынужденных переселенцев).

В первом разделе представлены тексты (или фрагменты текстов), карикатуры, фотодокументы и т.п., отражающие убогость, примитивную злобность, подстрекательскую основу «народного творчества». Во второй части национализм рассматривается как социальное и массовое заболевание… Какими бы различными ни были конкретные обстоятельства, представленные нами конфликты увязаны с исходным положением о том, что счастье и процветание одних этнических групп может быть обеспечено только за счет несчастья и нарушения прав других групп. Корни такого представления – в обывательском сознании, и оно усиливается тысячекратно, если его поддерживает толпа. Благодаря усилиям политиков это представление (оформленное в виде хулиганских призывов и воплей толпы) преобразуется в политические лозунги; благодаря усилиям ученых оно освящено авторитетом науки. Рупором национальных предрассудков то и дело выступают государственные органы. Независимо от того, являются ли эти предрассудки организованными или стихийными, независимо от того, какие силы участвуют в этом процессе, его результатом неизбежно являются страдания и разрушения, вражда и кровопролитие… Полагаем, наша выставка в высшей степени эмоциональна, ибо национализм и расизм, как любое извращенное и уродливое явление, у любого нормального человека вызывает чувство ужаса и отвращения. Вместе с тем вынуждены признать, что выставка является хоть и эмоциональным, но все же скучным зрелищем. Скучным в том смысле, в каком скучен любой национализм. Содержание и внешний вид некоторых документов похожи друг на друга, как один шовинист или националист похож на другого в любой точке земного шара. Наша выставка неинтересна, как неинтересен любой расист. Более того, на выставке нет ничего эффектного, захватывающего или красивого, на ней почти нет цветных материалов, потому что расизм или национализм любого вида не может произвести ничего красивого. Мы использовали только те материалы, в которых националистическое вырастает из национального. Нынешние борцы за национальную независимость и государственность должны вспомнить слова известного российского публициста Никиты Струве: «Любить свою страну – значит добиться свободы и знать, как ею пользоваться». Сколько времени должно пройти, прежде чем люди, которые сбрасывают остатки тоталитаризма, поймут, что представители одного этноса могут стать свободными не раньше, чем свободу получат и те, кто проживает с ними бок о бок? Свобода не может быть национальной, это общечеловеческое понятие. И сколько же крови должно пролиться, чтобы люди поняли эту простую истину?

Выставка «По ту сторону дружбы народов. Национализм и антисемитизм конца советской эпохи»

Борис Беленкин, Михаил Гнедовский, Марина Разоренова