У ч и т ь с я
н и к о г д а н е
п о з д н о ?

С 3 по 6 октября 2000 года в Перми прошла конференция «Музеи и выставки “Мемориала”». Ее работа началась с экскурсии по зонам лагеря «Пермь–36». После экскурсии начался «пилотный урок» – конспективное изложение урока, который подготовили и проводят для старшеклассников сотрудники музея (см. залы музея на фото). Тема урока – самая сложная в отечественной истории XX века (в музее ее сформулировали как «Модернизация по-большевистски»). Репрессии – что это такое? Кто в них повинен? Как все это могло произойти? В школе на эти вопросы чаще всего ответов даже не ищут – из-за нехватки времени, скудного освещения в учебниках, недостаточной квалификации учителей.

Авторы проекта «Уроки истории в музее ГУЛАГа» пытаются за очень ограниченное время хотя бы подтолкнуть школьников к размышлениям на эту тему, вызвать у них интерес к нашему трагическому прошлому.

Пожалуй, большинство присутствующих сожалело о том, что авторы проекта не провели реального урока, а лишь рассказали о том, как они его проводят. «Экскурсанты» же готовы были прослушать настоящий урок для школьников, чтобы живее почувствовать его воздействие.

Второй день работы конференции начался с презентации передвижной выставки музея «Пермь–36». Было бурное обсуждение, споры о деталях, но в целом мнение было общим – как идея, так и ее воплощение просты и гениальны. Художники «Перми–36» сделали легкие, быстро раскладывающиеся стенды, а на них – выставку по истории репрессий вообще и в Пермской области в частности. Последний стенд оставили пустым, чтобы любой посетитель мог принести и продемонстрировать свои документы, письма, фотографии.

Пятеро молодых сотрудников возили выставку по северу области, по маленьким заброшенным городкам и селам и показывали ее в сохранившихся еще клубах и ДК. Успех был полный и неожиданный даже для организаторов.

Население, замученное бедностью, было поражено уже тем, что вообще «кто-то приехал», тянулось к новым впечатлениям; старики начинали припоминать то, что видели и слышали сами, приносить и показывать завалявшиеся в домах свидетельства сталинского времени, дети крутились вокруг, прислушивались, расспрашивали. Одновременно возникла проблема, совершенно неожиданная для организаторов.

В этих заброшенных углах полуграмотные старики не могут добиться правды, доказать начальству что-то для себя жизненно важное – одному недоплачивают пенсию, другому не засчитали стаж.

Сейчас серьезно ставится вопрос о необходимости участия юриста в работе таких передвижных выставок. В общем, число посетителей дошло примерно до 2000 человек, музею было подарено около 100 новых экспонатов.

Опыт передвижной выставки показал, что молодежь интересуется прошлым, и дело мемориального музея – идти навстречу, самому искать контакты с людьми, искать новые, доходчивые и интересные формы. В этот же день начались индивидуальные презентации музеев.

Очень разными оказались не только собранные экспонаты, различно и нынешнее положение музеев. Некоторые музеи собирают все редкие вещи ГУЛАГа, другие делают упор на историю именно своего региона. Музей в Ухте только начинается с небольшой пока коллекции. Музей под руководством знаменитого в «мемориальских» кругах Ивана Паникарова (в поселке Ягодное) успешно действует уже несколько лет и собрал большое количество экспонатов из покинутых лагерей Колымы. Вторая часть дня была отдана обсуждению работы волонтеров и молодежи в «Мемориале». Надо было видеть вдруг осветившееся лицо, загоревшиеся глаза Александра Калиха (председателя правления Пермского «Мемориала»), когда он рассказывал о работе молодых ребят-добровольцев по восстановлению бывшей зоны «Пермь–36». На третий день работы конференции продолжались индивидуальные презентации участников, потом директор музея Виктор Шмыров рассказал о планах и перспективах «Перми–36».

Виктор Александрович предложил еще одну форму работы. Он приглашает мемориальцев приезжать в Кучино (это деревня, в которой расположен мемориальный комплекс) и жить в музее, писать научные труды или работать на реконструкции зоны, а в свободное время отдыхать на реке Чусовой или в грибных пермских лесах. Написанные там статьи и диссертации могли бы пополнить научную библиотеку музея.

Во второй половине дня организаторы предложили поехать в Музей реки Чусовой. Учреждение это очень странное. У профессионального музейного работника первые мгновения пребывания там способны вызвать почти ужас.

В долине маленькой речки среди живописных холмов собрано все, что только можно собрать: 3 старинные церкви, самодельная мельница, камень в память жертв репрессий, кресты в память о погибших в Чечне солдатах, музей местных писателей, музеи игрушки, народного быта, фристайла… Самым чудовищным образом, как будто для глумления над всеми музейными законами, перемешаны подлинники и копии, экспонаты разной тематики, разных хронологических периодов, все экспонаты можно трогать и брать в руки. Однако сразу после начала осмотра активное неприятие начинает таять. От этого места исходит странное обаяние, ощущение любви, увлеченности, полной свободы в реализации своих замыслов. Этот необычный музей создал и много лет поддерживает один человек – Леонард Постников, помогает ему только дочка.

6 октября продолжались презентации музеев-участников.

На утро этого дня организаторы приберегли еще один сюрприз. Представлена была выставка-игра для школьников на тему «Власть и народ в России». Этот проект разрабатывался дольше, чем другие, – более двух лет.

В выставке-игре задействованы отрывки из летописей, документов, авторские пояснения, анекдоты, забавные картинки-карикатуры. В целом проект явился результатом поиска сотрудниками мемориального музея новых, нестандартных форм музейной работы с детьми и был принят зрителями с восторгом и энтузиазмом. Правда, раздавались отдельные голоса сомневающихся – а прилично ли это? В таком трагическом месте, как «Пермь–36», «советском Освенциме», – и вдруг игры? На тему нашей страшной истории – карикатуры? Лично мне эти серьезные люди напомнили героя довоенного фильма «Антон Иванович сердится», который считал, что, когда слушаешь хорошую музыку, нужно встать и снять шляпу, и которого привидевшийся во сне Бах обозвал опасным сектантом.

Когда серьезность излишняя, чрезмерная, об эффективной работе с детьми говорить не приходится. Лично меня больше беспокоит другое: легко ли будет вовлечь школьников в игру? Школьники, особенно старшие, не любят, когда их принимают за детей, и не торопятся проявлять энтузиазм. Впрочем, тут все зависит от мастерства ведущих – идея-то хорошая, а результаты могут быть и нулевыми, и блестящими.

В этот день международная конференция «Музеи и выставки “Мемориала”» завершилась. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что каждый из участников чувствовал себя в кругу единомышленников. Ощущение, что нас много, – один из результатов прошедшей конференции. Другой – информация. Мы узнали, какие существуют музеи, чем они друг от друга отличаются, что есть и чего не хватает у каждого. Третий – обмен опытом. Каждый из собравшихся наверняка взял из практики других что-то полезное для себя, разумеется, приспособив к своим условиям и возможностям.

Еще одним результатом стали рекомендации, выработанные ее участниками.

Возможно, эти рекомендации помогут музейным работникам в их непростом деле.

Михаил Черепанов

Участники Международной конференции придают большое значение музейной и выставочной работе «Мемориала» и в целях дальнейшего развития, совершенствования и координации этой деятельности предлагают:

  • Создать Ассоциацию музеев, занимающихся историей политических репрессий и тоталитаризма («Ассоциация музеев “Мемориала”») и проводить подобные конференции (семинары) регулярно.

  • Высоко оценивая работу по созданию первого в России Мемориального музея истории политических репрессий и тоталитаризма на базе бывшей политзоны, поддержать предложение о создании на основе музея «Пермь-36» ресурсного центра по организационному, методическому, информационному, материально-техническому обеспечению программы «Музеи “Мемориала”». Обратиться к Международному обществу «Мемориал» с просьбой об оказании содействия в развитии центра.

  • Создать Банк данных музеев «Мемориала» на базе музея «Пермь–36».

  • Обществу «Мемориал» совместно с музеем «Пермь–36» разработать методические указания по подготовке и организации передвижных выставок и по мере необходимости проекты типовых стендов с последующим изготовлением.

  • Поддержать идею проведения уроков истории в музеях «Мемориала» прежде всего по политической истории ХХ века, по истории политических репрессий и тоталитаризма и продолжить разработку методических указаний по проведению уроков.

  • Расширить сферу деятельности волонтеров путем привлечения их к работе в музеях «Мемориала» (передвижные выставки, собирательская работа, устная история, работа в архивах, стажировки и так далее).

  • Международному обществу «Мемориал» совместно с Мемориальным музеем издать материалы конференции.

  • Наталья Малыхина

    Мы публикуем некоторые отзывы гостей и участников конференции (интервью обработаны и предоставлены редакции Майей Черепановой, сотрудницей мемориального музея «Пермь–36»)