От домашней странички к виртуальному музею

Обычно музейные сайты в интернете делят на две группы: представительства реально существующих музеев и виртуальные музеи. Ситуация с представительствами более или менее понятна: музейный сайт – не самостоятельная структура, а функциональная часть существующего музея, реализующая отдельные музейные программы, в первую очередь популяризационные. Что же касается виртуальных музеев, то здесь имеет место полная неразбериха. Просмотр данного типа сайтов убеждает, что сегодня «виртуальным музеем» могут назвать любой набор изображений с пояснительными текстами.

Хотите создать собственный музей? Нет ничего проще: отсканируйте выборочно десять картинок из трех разных художественных альбомов и поместите их в интернете. Благодарное человечество немедленно назовет это «виртуальным музеем» и внесет ваш линк в соответствующие разделы специализированных поисковых серверов.

Несколько столетий ушло на становление особого института, который именуется Музеем. Обогащенные опытом предшествующих поколений, мы знаем, что музей – это не просто собрание объектов, снабженных этикетками, что он чем-то отличается от выставки, библиотеки, склада или фототеки. Но в интернете это знание как-то не пошло впрок. Я совершенно не хочу умалять достоинств таких видов интернет-публикаций, как электронный альбом, справочник или база данных. Виртуальный музей не лучше и не хуже их. Он просто по-иному устроен. В связи с этим хотелось бы предложить такое терминологическое ограничение: давайте называть виртуальными музеями только сайты, сделанные по законам музейного проектирования. Это предполагает особую технологию создания экспозиции: наличие научной концепции, архитектурно-художественной, которую применительно к интернету точнее было назвать «концепцией дизайна», и связывающего их экспозиционного сценария. Но главное, что «продуктом на выходе» становится музейный текст – разговор на особом музейном языке. Такие виртуальные музеи встречаются в интернете, хотя пока их немного – куда меньше, чем представительств реально существующих музеев. Здесь я подхожу к мысли, которая может показаться парадоксальной: среди представительств реально существующих музеев почти нет сайтов, сделанных по законам музейного проектирования. Первые представительства музеев стали появляться в интернете в 1995 году. Это были так называемые «hоme pages» (домашние страницы), содержащие информацию с музейного автоответчика и несколько картинок. Все это легко укладывалось в один экран. За полтора-два года домашние странички сменились большими музейными сайтами.

Если отбросить незначительные функциональные различия, то можно сказать, что эти сайты являются разновидностью путеводителей.

На первых порах такая ситуация оправданна. Путеводитель – жанр, хорошо знакомый музейному работнику. Как же еще в популярной форме рассказать о музее? Все так, если бы не одно «но». Путеводитель пишется для посетителей, для людей, которые придут в музей. Его и покупают, обычно, на лотке у входа. Он служит дополнением к экспозиции, а не ее аналогом. С музейным сайтом все обстоит ровно наоборот. Он делается для виртуальных посетителей. Многие из них потому и прибегают к услугам интернета, что не имеют возможности посетить музей лично. В сегодняшней России люди, приходящие в музеи, и посетители музейных сайтов составляют две разные группы. Зона их пересечения не столь уж велика.

Итак, у музейного представительства своя публика. Кроме того, оно имеет свои информационные ресурсы, свою архитектуру и дизайн – все, чтобы стать самодостаточным, чтобы превратиться в виртуальный музей. Главное отличие между обычным музейным сайтом и виртуальным музеем состоит в том, что традиционный сайт есть лишь техническое средство для распространения музейной информации, а виртуальный музей способен оказывать существенное влияние на развитие музея реального, помочь в переосмыслении музейной работы.

Ограничусь одним примером. Виртуальный музей даст возможность предварительно апробировать музейные проекты. Создавая виртуальную выставку на тему будущей реальной, ее кураторы смогут не только отточить собственный замысел, но и получат реакцию аудитории хотя бы по таким простейшим показателям, как статистика посещаемости и записи в гостевой книге.


МУЗЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ


На протяжении столетий общественная значимость музея определялась качеством его экспозиции. С 1970-х годов не менее важным стал уровень проводимых им акций, мероприятий и программ. В последние два-три года все более существенным становится лицо музея, обращенное в открытое информационное пространство. Нравится нам это или нет, но не за горами тот день, когда число виртуальных гостей музея превысит число его реальных посетителей (в крупнейших европейских музеях это уже произошло), а центральное место в системе музейных public elations займут «Intenet elations».

В настоящее время в интернете можно найти около 700 российских музейных сайтов. Число музеев, имеющих представительства в сети, несколько меньше указанной цифры. Главные виновники расхождения – неофициальные сайты-«двойники», подготовленные без участия музеев. Обычно они значительно уступают по качеству информационного наполнения официальным музейным сайтам.

Открытое информационное пространство не терпит пустот. Спрос на информацию о музеях велик, и если музеи не поставляют необходимые сведения о себе сами, то за них это делают другие. Потери от этого несут в первую очередь музеи.

Что же дает музею представительство в интернете?

1. Музей оказывается лучше включен в систему российских и зарубежных профильных организаций.

2. Собственный сайт открывает перед музеем дополнительные возможности для презентации своих коллекций.

3. Резко интенсифицируется процесс обмена профессиональной информацией.

4. Увеличивается возможность привлечения недостающих ресурсов из немузейной области.

5. Представительство музея начинает оказывать влияние на его развитие, сайт может превратиться в экспериментальную площадку для музейного проектирования, место разработки различных музейных моделей.

Объективности ради отметим, что для подавляющего числа отечественных музеев, даже для тех, что хорошо представлены в интернете, описанная ситуация скорее светлое завтра, чем реальность сегодняшнего дня.

Типовая структура отечественного музейного сайта такова:

1. Информация о возможности посещения;

2. История музея;

3. Коллекции и отдельные предметы;

4. Постоянная экспозиция музея;

5. Выставки;

6. Образовательные программы;

7. Научная информация.

При этом коллекции и история музея представлены почти повсеместно; информация для посетителей, постоянная экспозиция и выставки – заметно реже, образовательные программы и научная информация – в единичных случаях. Простейшие закономерности здесь давно известны:

1. В 1980-е годы сменилась цель посещения музея – если в доперестроечный период в музей приходили за знаниями, то в наше время в музей приходят проводить досуг.

2. Процент подростков среди виртуальных посетителей музейных сайтов существенно выше, чем среди реальных посетителей музеев; следовательно, правило «просвещай, играя» становится все более актуальным.

Сегодня музеи уже начинают осознавать, что создание представительств в интернете при всей кажущейся новизне во многом сродни традиционному книгоизданию.

Чтобы получить хороший сайт, к работе над ним необходимо привлекать профессионалов, каждый из которых будет заниматься своим делом. Тексты по истории искусства должен писать искусствовед, вид экрана разрабатывать художник-дизайнер, ошибки исправлять корректор, а функции программиста должны ограничиваться работой по сборке. И это должен быть программист, владеющий спецификой интернета, имеющий навыки создания музейных сайтов. Учиться никогда не поздно, но лучше делать это не на материале музея. Исходя из отечественного и зарубежного опыта представления в интернете музейных материалов, можно заключить следующее.

1. Каждый современный музей должен быть представлен в глобальных информационных сетях. Мотивов для этого более чем достаточно, во всяком случае – для того, чтобы осмысленно идти на расходы, связанные с созданием полноценного музейного представительства в мировой компьютерной сети.

2. Фиксируя и признавая достижения и преимущества, которые получили музеи, уже создавшие свои представительства в интернете, необходимо обозначить проблемы, которые пока еще не нашли своего достойного разрешения. Наиболее существенные из них:

  • проблема грамотной постановки целей (зачем мы создаем сайт);
  • проблема отбора предоставляемой через интернет музейной информации (что мы хотим и чего не хотим показывать);
  • проблема выбора адекватных форм представления музейной информации (сайт – не книга и не информационный бокс, у него свои законы построения);
  • проблема профессионализма команды разработчиков.
  •  

    Алексей Лебедев