Музей примитива

Автономной некоммерческой организацией культуры «Музей будущего» подготовлен к печати сборник «Музей будущего: информационный менеджмент» (объем – 16 авторских листов). Как явствует из названия, сборник посвящен проблемам информационного менеджмента, понимаемого как управление информацией и управление с помощью информации. Книга выйдет в свет весной 2001 года. В настоящий момент с частью вошедших в нее материалов можно ознакомиться в интернете на сайте «Музей будущего: информационные технологии и культурное наследие» http://www.future.museum.ru. Издание подготовлено на средства Института «Открытое общество» и будет распространяться бесплатно. Получить сборник можно будет на презентации издания во время конференции «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии»(АДИТ) 2001 (Тула, 27 мая – 3 июня 2001 года). Мы публикуем с небольшими сокращениями статью А.В.Лебедева из раздела «Культурные инициативы и проекты».

В современном интернете «виртуальными музеями» нередко ошибочно называют сайты реально существующих музеев. Настоящих же виртуальных музеев немного. К их числу принадлежит «Виртуальный музей русского примитива» (http://www.museum.ru/museum/primitiv). Пользователь посещает несуществующий музей, который имеет здание с экспозициями, каталог, сотрудников.

В сайте реально существующего музея присутствие наружного вида и интерьеров здания, интерактивных поэтажных планов и других изображений, создающих у пользователя пространственное ощущение посещения музея, желательно, но не обязательно.

В интернете есть немало музейных представительств, где зрительный образ музея подменяется образом музейной коллекции. Конечно, это наиболее простой способ достичь удовлетворительного общего впечатления при минимуме затрат.

Но авторы проекта исходили из убеждения, что пространственные ощущения важны для восприятия произведений искусства и ими нельзя пренебрегать.

Поэтому наш Музей получил собственное виртуальное здание, выстроенное профессиональными архитекторами, специалистами по строительству музейных сооружений. Программная оболочка обеспечивает возможность движения посетителя по залам музея.

В здании разместилось 19 залов с экспозициями. Их авторы – специалисты в области художественного примитива. Аксонометрия здания является также графическим меню, с помощью которого можно перейти в другие разделы сайта. Раздел «Экскурсия» – это цепочка из 36 звеньев-экранов, содержащих рассказ об искусстве примитива, проиллюстрированный произведениями.

В разделе «Каталог» представлено более 200 произведений примитивной живописи и графики. Авторы каталога не ставили перед собой задачи показать все или даже большую часть работ художников-примитивов, хранящихся в государственных и частных собраниях. Свою цель они видели в ином: из огромной массы произведений, созданных в России XVIII–XX столетий, вычленить примитив как особое явление художественной культуры, показать разнообразие форм, в которых он проявлялся. Полнота показа обеспечивается на уровне типологии.

В разделе «Литература» представлен список основных научных исследований по проблеме примитива в России, который впоследствии может вырасти в полноценную научную библиотеку. Не менее важную роль, по замыслу авторов, должен сыграть раздел «Сотрудники музея». Одной из целей проекта было выявление профессионального сообщества людей, занимающихся проблемами внеакадемического искусства. Все они получили возможность стать «сотрудниками» музея: завести на сайте «home page» с краткой справкой о научной деятельности и контактной информацией. Однако далеко не все специалисты в области примитива откликнулись на это предложение. Идея создать прообраз клубного пространства оказалась преждевременной.

В дальнейшем объем информации в сайте будет увеличиваться за счет роста базы данных по произведениям (каталог выставок) и добавления новых сведений о специалистах («сотрудниках» музея). Предметом отдельного проекта может стать создание полнотекстовой научной библиотеки и клуба.

Итак, впервые в России создателями виртуального музея стали профессиональные музейные проектировщики (сотрудники Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии), искусствоведы (сотрудники Третьяковской галереи, Исторического музея, ГМИИ, музея «Царицыно» и других) и архитекторы (ПНКБ «Архитектура и культурная политика»). Специальная программная разработка для сайта выполнена специалистами ЗАО «Интернет».

Не скрою, что для меня как руководителя проекта некоторые вещи оказались неожиданными. Первая неожиданность – слабая образованность в сфере информационных технологий отечественных специалистов по примитиву. Оказалось, что большинство из них не только не пользуется интернетом в повседневной работе, но даже не вполне понимает, зачем это нужно. Вторая неожиданность, куда более приятная, – высокая посещаемость сайта. Она держится на уровне крупных областных музеев (ситуация для виртуального музея неслыханная). Кроме того, о сайте появился ряд лестных отзывов в прессе, он получил высшую награду сервера «Музеи России» – четыре звезды.

А дальше началось нечто забавное: в апреле 2000 года сайт стал номинантом конкурса «Национальная Интел интернет премия». По разделу «Музеи» на главный приз претендовали 5 номинантов. Оцените компанию, в которой наш сайт оказался:

1. Виртуальный музей русского примитива,

2. ГМИИ им. А.С.Пушкина,

3. Дарвиновский музей,

4. Кунсткамера,

5. Эрмитаж.

Победил Эрмитаж. Но я очень доволен результатами конкурса. Создавая «Виртуальный музей русского примитива», мы преследовали несколько целей. Одной из них было доказать, что музейное проектирование может существовать как чистое творчество, не ограниченное музейными стенами. Розыгрыш оказался настолько убедительным, что высокое жюри поместило сайт не в номинацию «Искусство» или «Сетевое искусство» (что было бы логично), а в номинацию «Музеи», забыв об одной маленькой детали – о том, что при всем уважении к создателям сайтов Эрмитажа, ГМИИ, Кунсткамеры и Дарвиновского музея не они эти музеи придумали. Таким образом, распределяя сайты по номинациям, жюри поставило нашу маленькую творческую группу рядом с Цветаевым и Петром I. Документальное кино смешалось с художественным, а вымысел с реальностью. Именно это я считаю высшей оценкой проделанной работы…

Алексей Лебедев