АГС – почетная обязанность или рабство?

Многие активисты, ведущие борьбу за альтернативную гражданскую службу (АГС) в России, считают ее почетной обязанностью. В частности, во введении к книге «Альтернативная гражданская служба – прошлое, настоящее, будущее», изданной «Армией добра», авторы пишут: «...Все большее количество молодых людей, осмысливая свою гражданскую позицию, задумываются над тем, где они могли бы быть полезны своим соотечественникам, и выбирают путь служения обществу без оружия в руках, – имея в виду АГС».

Но вдумайтесь:

1. Нормально ли, с моральной точки зрения, заставлять человека делать добро? А если он этого не хочет? Не исключено, что он этих больных или стариков, которым будет помогать, проходя АГС, возненавидит и у него появится стойкое отвращение ко всем добрым делам.

2. Если прохождение военной службы только мужчинами более или менее можно оправдать физическими данными и традициями, то сказать то же об АГС совершенно нельзя. Дискриминация по половому признаку очевидна.

3. То же самое, что и в предыдущем пункте, можно сказать об освобожденных от военной службы по состоянию здоровья. К военной-то службе они не годны, но многие вполне годны для какой-нибудь социальной работы. Так почему они не должны проходить АГС?

4. Альтернативщик лишен основных трудовых и некоторых гражданских прав. Род службы, профессию он вынужден будет (при либеральном законе) выбирать из определенного государством списка. Он не сможет уволиться по собственному желанию. Работа наверняка будет низкооплачиваемой, либо совсем бесплатной. Непонятно, каким образом альтернативщик сможет, например, реализовать право на забастовку, если он обязан работать. Не будет иметь право на свободу передвижения в полном объеме.

5. Граждане, проходящие АГС, будут (опять же при либеральном законе) находиться в лучшем положении, чем военнослужащие срочной службы, как в бытовом плане, так и с точки зрения гражданских прав и свобод человека. Например, при совершении альтернативщиком преступления судить его будет гражданский суд, а не военный. То есть будет осуществлена дискриминация солдат на срочной службе.

6. Некоторые говорят об огромной экономической пользе АГС для государства, общества. Такой аргумент, извините, мне кажется кощунственным. Это все равно, что говорить о пользе рабского труда. Рабы тоже трудились принудительно, часто на социальной работе, их за это кормили, одевали, предоставляли жилье, многим разрешалось иметь семьи и собственные дома. Чувствуете сходство? Большинство сторонников АГС в России считает ее введение переходным этапом на пути к профессиональной армии, поскольку переход к ней сейчас нереален или несвоевременен. В течение последнего года я был убежденным сторонником того, что закон об АГС не нужен, так как политическая и экономическая ситуация, по-моему, созрела для того, чтобы перейти к комплектованию армии на профессиональной основе. Но две недели назад я услышал аргумент, высказанный председателем пермского «Мемориала» Александром Михайловичем Калихом (А.Подрабинек приводил его еще в 1996 году), что профессиональная армия будет более жестока, будет лучше уметь воевать и убивать и если ее сейчас ввести, то она может стать полицейской дубинкой, направленной против народа. Этот аргумент поколебал мои убеждения. Я вспомнил о войне в Чечне, о несчастных чеченцах. Но я считаю весомым и контраргумент, созревший на днях в голове Кости Смирнова, председателя рязанской организации «За отмену воинской повинности», что все не склонные к агрессии люди уйдут на АГС, а жестокие будут служить в армии. А как вы считаете? Выскажитесь, пожалуйста, уважаемые читатели.

Вячеслав Ферапошкин,

правозащитный центр

«Выбор совести»,

г. Сасово Рязанской обл.