Украинский закон об АГС

Этот закон был принят в декабре 1991 года. В этом году исполняется 10 лет, с тех пор, как он у нас работает. За это время закон претерпел некоторые изменения, но в основном его конструкция осталась прежней. Согласно этому закону право на альтернативную службу имеют молодые люди, принадлежащие к религиозным конфессиям, убеждения которых не позволяют брать в руки оружие, то есть верующие протестантских церквей. К сожалению, депутаты из Народной Рады, люди, отстаивающие демократические ценности (в прошлом политзаключенные), внесли поправку в проект закона. Круг субъектов, для которых было предусмотрено право на АГС, был гораздо шире. Проект закона изначально предусматривал возможность альтернативной службы по политическим убеждениям. Но Лев Лукьяненко сказал: «Нехай хлопцы служат, нехай защищают вильну Украину». И поправку внесли.

Для того, чтобы проходить альтернативную службу, молодые люди должны за полгода до начала призыва принести в райвоенкомат справку из общины, к которой они принадлежат, и подать заявление о том, что они хотят проходить такую службу. В каждом районе создана специальная комиссия по вопросам этой службы, состоящая из работников военкомата и сотрудников исполкома. Возглавляет ее зампред райисполкома. Комиссия рассматривает эти заявления и обычно удовлетворяет ходатайства, дает возможность такую службу проходить. Связано это с тем, что в военкоматах хорошо знают, какие есть общины в районе. По сути дела, молодые люди с этими заявлениями приходят из одних и тех же общин. Обычно это не вызывает проблем.

К положительным сторонам закона можно отнести то, что он требует, чтобы молодые люди могли каждый день возвращаться домой и проводить ночь у себя дома. Это выполняется. Фактически альтернативная служба сводится к тому, что люди идут на работу, на которую их посылают, и в течение определенного срока эту работу выполняют.

Срок альтернативной службы у нас был сначала три года, в два раз больше, чем срок службы действительной. Однако недавно, примерно год назад, закон пересматривался, были внесены изменения, и удалось снизить срок службы с 3 лет до 2 лет и 3 месяцев.

Я лично занимался анализом закона и готовил предложения по его изменению. Мы лоббировали эти предложения через депутата Бориса Борисовича Кожина, бывшего адмирала. Ему удалось провести эту поправку в нашем парламенте.

Молодых людей направляют работать в самые разные отрасли. Это и коммунальное хозяйство, и строительство, и сельское хозяйство, и различные социальные работы.

Но работать можно только на государственных предприятиях. На негосударственных, к сожалению, нельзя. Я считаю это ограничение неразумным.

Кроме того, закон содержит еще другие ограничения: скажем, молодые люди не имеют права занимать руководящие должности.

Есть совершенно нелепая статья, которую не удалось изменить. Она заключается в том, что если молодой человек допускает по месту прохождения службы трудовые нарушения, то комиссия имеет право послать его служить на действительную службу без учета срока альтернативной службы, которую он уже прошел. Это абсолютная нелепость, ведь молодой человек потому и пошел на альтернативную службу, что не может служить в армии, не может брать в руки оружие. Посылать его за какие-то прегрешения в армию нельзя. Надо сказать, что эта статья, насколько мне известно, практически не работает, жизнь как бы сама исправляет закон.

Действует известный правовой принцип, что если закон хуже, чем правовое сознание общества, так общество его исправит, оно просто не будет этим законом пользоваться.

А если закон очень сильно забегает вперед, то общество тоже будет его нарушать.

У нас была только одна жалоба за все эти годы. Молодой человек, работавший дворником в ЖЭКе, пожаловался нам, что администрация ЖЭКа написала заявление в комиссию по делам альтернативной службы о том, что он нарушает трудовую дисциплину. В комиссии собираются лишить его возможности проходить службу дальше и отправить в армию. Но мы разобрались с этим делом, и парня удалось отстоять. Его перевели на другую работу, и он благополучно закончил альтернативную службу. Есть одна протестантская конфессия, Свидетели Иеговы, члены которой отказываются не только от воинской службы, но и от альтернативной. Именно в силу того, что закон называет альтернативную службу разновидностью воинской.

Они отказываются от нее и подвергаются уголовному преследованию по статье Уголовного кодекса «Отказ от прохождения службы в армии». Были даже случаи лишения свободы в такой ситуации. Можно было бы изменить закон, как-то пойти навстречу, учесть особенности их вероисповедания. И по крайней мере не допускать уголовного наказания в виде лишения свободы по этой статье для верующих, которые отказались и от альтернативной службы. Иначе получается в чистом виде преследование за убеждения.

Можно еще назвать некоторые цифры. Альтернативщиков сначала было немного: через 2 года после принятия закона их было около тысячи. В 1995 году было уже 2 тысячи, а в 1997 году – около 4 тысяч человек. В принципе это не очень много, но и не мало. Закон существует, живет и им пользуются.

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.