Социальное партнерство


Программное направление «Толерантность» программы «Гражданское общество»

Программа «Гражданское общество» ИОО работает по тематическому направлению «Толерантность» с весны 2000 года. Концепция подпрограммы «Толерантность» предполагает равноправное партнерство различных государственных и общественных структур в распространении идей толерантности в постсоветском пространстве. Эта установка реализуется подпрограммой в партнерстве с Министерством образования и Британским Советом (создание педагогического колледжа поликультурного образования в городе Сочи); c ЮНЕСКО и Министерством образования (проект «Мы – сограждане»). Некоторые проекты осуществляются на уровне регионального партнерства: например, над проектом «Мир без конфронтации» (профилактика зависимых и агрессивных форм поведения в общеобразовательных школах) вместе работают сотрудники подпрограммы «Толерантность» и Красноярский институт психологии и педагогики развития. Характер работы по направлению «Толерантность» во многом определяется тем, насколько пересекаются и совпадают интересы и возможности программы «Гражданское общество» и правительственной программы по толерантности («Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе. Национальная стратегия содействия становлению гражданского общества»). О различных сторонах деятельности подпрограммы «Толерантность» читайте в нижеследующем материале.


Одной из важнейших задач программы «Гражданское общество» является развитие социального партнерства и взаимодействия общества и власти. В свою очередь правительственная программа стремится осуществить свои цели и задачи, взаимодействуя с международными и российскими общественными структурами. Таким образом, есть предпосылки для развития партнерства в реализации целей и задач как правительственной программы по толерантности, так и подпрограммы ИОО.

Развитие толерантности и правовой культуры – точка пересечения интересов общества и власти, по меньшей мере декларируемых. Такое партнерство само по себе создает прецедент толерантного взаимодействия, что помогает, на наш взгляд, развитию гражданского общества.

Наряду с партнерскими отношениями подпрограмма «Толерантность» считает принципиально важным содействие развитию диалога в обществе. Суть переходного периода, в котором объективно находится Россия, в самом широком смысле можно определить как движение к многообразию, переход от «общности советских людей» к общности в условиях плюрализма. Первое десятилетие реформ характеризовалось раскрепощением инициативы человека и общества в целом. Очень важным было осознание своих прав и свобод, объединение людей на основе общих взглядов и целей. Сейчас, когда общественная инициатива разбужена, важна не только естественная потребность человека в свободе, но и способность быть свободным. Наряду с осознанием прав и свобод человека и их защитой программа «Гражданское общество» считает социально значимым развитие культуры толерантности. Необходимо осознать на личном, общественном и государственном уровне, что толерантность – условие развития диалога в поликультурном социуме, и на этой основе – гражданского общества и правового государства.

Рисунок Марии Кучмезовой взят из брошюры «Фестиваль лауреатов конкурса»

В центре подпрограммы – образовательные и просветительские задачи. Это связано с пожеланиями и возможностями реальных партнеров, с опытом и материалами, разработанными ИОО в предшествующие годы, а также с тем, что важный аспект деятельности – смягчение последствий конфликтов и налаживание диалога в горячих точках, противостояние ксенофобии как одной из форм проявления расизма.

Есть еще одна причина, по которой было избрано образовательное и просветительское направление программы. К сожалению, часто именно в семье и школе человек получает первый опыт нетерпимости.

Такие демократические ценности, как право выбора, право на собственное мнение, свобода совести, то есть все, что позволяет сохранить разнообразие общества и мира в целом, еще не осознаны и не приняты российской педагогикой, по-прежнему сильной в обучении конкретным предметам.

Следовательно, и основной принцип толерантности – «гармония в многообразии» – остается пока за пределами ее профессионального внимания. Да, разнообразие приводит подчас к конфликту интересов. Но именно в школе возможно успешно противостоять развитию нетерпимости, воспитывая человека так, чтобы он осознавал конфликт как проявление объективного противоречия. От противоречия можно уйти (и это будет, возможно, проявлением терпимости, но не толерантности).

На противоречие, выразившееся в конфликте, можно ответить агрессией, попытаться победить его силой в буквальном смысле слова. Ни в первом, ни во втором случае противоречие не исчезнет, конфликт лишь на какое-то время затаится, спрячется, но обязательно вернется, может быть, еще более острым и сложным. Следуя принципам толерантности, надо учиться РАЗРЕШАТЬ противоречие. Инструмент – ПЕРЕГОВОРЫ, умение договариваться, – его блестяще использовала в начале века Швеция в конфликте с Финляндией по спорной территории Аландских островов. Чем больше способов разрешать конфликты знает человек, тем более он способен к толерантности, к продуктивному взаимодействию.

Иными словами, толерантность – культурная норма, воспитываемая людьми, и в этом своем качестве она противостоит интолерантности, граничащей часто с инстинктивной боязнью другого, чужого, пусть даже и чуждого.

Подпрограмма по толерантности решает свои задачи с помощью механизмов, новых для российского общества. Программа предусматривает·развитие правовой культуры в обществе; поддержку взаимодействия мультикультурных и многоконфессиональных групп, работающих совместно; распространение опыта толерантного взаимодействия; содействие толерантности в отношениях социальных, этнических, религиозных и других меньшинств; профилактику агрессивного поведения.

Подпрограмма реализует следующие проекты: создание ресурсных центров по толерантности в Омской области, Нижнем Тагиле, Новороссийске; организация информационно-аналитического центра в Москве; университетский ресурсный центр педагогики толерантности (на базе МГУ); образовательная программа профилактики агрессивных форм поведения «Мир без конфронтации» в Красноярске; программа развития правовой культуры в ассоциированных школах ЮНЕСКО «Мы – сограждане»; создание педагогического колледжа поликультурного образования в городе Сочи; проведение конкурса семейного плаката «Школа толерантности»»; участие общественных организаций во Всемирной конференции против расизма, проект «Живая история» (совместно с посольством Швеции и фондом «Холокост»); проект «Общество и семья с особым ребенком – шаг навстречу друг другу»; проект «Взаимопонимание и взаимодействие – новые возможности» (дискуссионное пространство в интернете) и другие.

Координатор
программного направления –
Лидия Ивановна Семина
e-mail: lsemina@osi.ru .
Тел.: 787-8816
Факс: 787-8822