50 лет операции «Север»


5 апреля в Доме журналистов состоялся «круглый стол» «50 лет операции "Север"».

Он проводился Московской Хельсинкской группой и «Мемориалом» совместно с организацией Свидетели Иеговы и был посвящен 50-летию начала операции по массовой высылке Свидетелей Иеговы и их семей из Молдавии и Украины в Сибирь.

Из выступления А.Даниэля на «круглом столе» «50 лет операции "Север"»

Свидетели Иеговы появились в России на рубеже XIX–XX веков. Не следует путать два понятия – «иеговисты» и Cвидетели Иеговы. Иеговисты (еще их называют «ильинцами» – по фамилии основателя) – это совсем другая конфессия, являющаяся ответвлением православия. Свидетели Иеговы – протестантская секта, родившаяся на Западе в середине XIX века. Разумеется, наличие зарубежного центра религиозной конфессии (а находился он в Бруклине, в США – то есть в самом гнезде американского империализма) советскую власть очень настораживало: Запад всегда воспринимался чем-то чуждым, даже враждебным. Свидетели Иеговы издавали журнал «Сторожевая башня», и свежий номер этого журнала, отпечатанный в Бруклине, через несколько дней появлялся в норильских (да и многих других) лагерях, еще пахнущий типографской краской. Это страшно раздражало начальство: граница у нас на замке, а журнал – вот он тут как тут.

В странах с тоталитарным режимом Свидетели Иеговы всегда подвергались гонениям. При нацистах в тюрьмах сидели коммунисты, социал-демократы и Свидетели Иеговы. При Сталине в лагерях сидели антикоммунисты, социал-демократы и Свидетели Иеговы. Такая вот «несчастливая» конфессия.


Отчасти это понятно – мысли о Боге и о грядущем конце света неизбежно отвлекают народ от «построения светлого будущего» или «тысячелетнего рейха».

Но у последователей Свидетелей Иеговы существуют и некоторые дополнительные установки, которые сложно принять тоталитарному государству. Например, что всякая власть, посягающая на свободу совести своих граждан, – от антихриста или что нельзя брать в руки оружие. За это во время Великой Отечественной войны Свидетелей Иеговы пачками расстреливали и сажали в лагеря как «изменников родины». Советская власть не в состоянии была понять, что если ты не берешь в руки оружие (даже для защиты родины), то это еще не значит, что ты «изменник», ведь ты можешь служить санитаром и т.д.

Статьи уголовного кодекса, по которым осуждали Свидетелей Иеговы, – это, во-первых, стандартные политические статьи, которые применялись к «религиозникам». В основном, конечно, 58-10 – «антисоветская агитация и пропаганда», а при случае и другие (об «измене родине» я уже упоминал). С 1961 года к ним прибавились еще две статьи, введенные в кодекс специально для «религиозников».

Это статья 142 – «нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви» (кстати, эта статья никогда не применялась к чиновникам, которые пытались подчинить церковь государству, а применялась лишь к тем, кто учил детей – своих или чужих – основам своего вероисповедания) и статья 227 – «посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов». После 1966 года, когда появилась статья 1901 – «клевета на государственный и общественный строй» – Свидетелей Иеговы часто судят и по ней.

Против Свидетелей Иеговы (и против еще одного религиозного движения – так называемых «истинно-православных христиан») долгое время почти в обязательном порядке применялась также статья, которая в кодексе 1961 года значилась как ст. 72: «антисоветская организация».

Иными словами, был период, когда община Свидетелей Иеговы была объявлена антисоветской организацией. Такое положение существовало и при Сталине, и при Хрущеве. Правда, в официальном комментарии к статье уголовного кодекса говорилось, что само по себе членство в общине Свидетелей Иеговы не влечет за собой обвинения в участии в антисоветской организации, статья применяется лишь к активистам. Но, во-первых, этот комментарий появился лишь в 1963 году. А во-вторых, в такой конфессии как Свидетели Иеговы, под понятие «активиста» можно было подвести любого.

Массовое осуждение Свидетелей Иеговы по статье «антисоветская агитация» как раз кончается году в 1963-м. После этого их судят в основном по вышеназванным «религиозным» статьям. Но самое поразительное то, что специально для Свидетелей Иеговы до 1965 года сохранялся режим «спецпоселения».

«Спецпоселение» – это чисто сталинский прием репрессий, когда люди по постановлению внесудебных органов высылаются в Сибирь с лишением гражданских прав, с прикреплением к месту жительства – это фактически бессудная ссылка по категориальному признаку. Высылают не потому, что человек что-то совершил, а потому что он немец Поволжья, крымский татарин или Свидетель Иеговы.

Этот варварский способ расправы правительства с целыми категориями своих граждан не канул в Лету вместе с ОСО и другими реалиями сталинской эпохи, а спокойно существовал в едином пространстве и времени с полетами в космос и повальным увлечением Хемингуэем, Кафкой, низкими журнальными столиками и самодеятельной авторской песней.

В 1965 году вышел, наконец, Указ Президиума Верховного Совета СССР о снятии режима спецпоселения с 4-х категорий людей, важнейшая из них – Свидетели Иеговы, три остальные – менее значительные религиозные течения.

Операция «Север» отправила на «спецпоселение» тысячи членов общины Свидетелей Иеговы. Их из Молдавии и Северной Буковины разбросали по всей стране, что, однако, неслыханно способствовало успеху их проповедей. Раньше они жили по преимуществу на Западной Украине и в Молдавии. Теперь их рассредоточили по всему СССР, и это дало такое количество новообращенных, о котором они не могли и помыслить. Из экзотической для России маленькой религиозной группы Свидетели Иеговы превратились в общенациональную конфессию. То есть результат операции «Север» оказался прямо противоположным изначальному замыслу.

 

Александр Даниэль,

руководитель программы «История диссидентов в СССР»


В первом ряду: А.Даниэль, А.Яковлев, Л.Алексеева, В.Борщев

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.