«Гражданское содействие»


У входа в Комитет «Гражданское содействие»

Комитет «Гражданское содействие» (председатель – Светлана Ганнушкина, заместители – Елена Буртина и Анна Вершок) был образован в 1990 году в связи с появлением в Москве первых беженцев – жертв армянских погромов в Азербайджане, когда стало очевидным, что советские власти не намерены решать проблему своих граждан, безопасность которых они не сумели обеспечить. Правительству и тогда было непонятно то, что ясно сознавали организаторы комитета: беженцы не смогут вернуться в Азербайджан еще долгие годы, и им необходимо предоставить возможность достойно жить в России. Комитет «Гражданское содействие» взял на себя, кроме обычной гуманитарной, консультативную правовую помощь беженцам и вынужденным переселенцам, посредническую роль в отношениях беженцев с официальными структурами, общественную защиту в судах, защиту прав беженцев на жилье и работу. Члены комитета поддерживают постоянные контакты со всеми структурами, которые занимаются проблемой беженцев: с федеральным и территориальными миграционными органами, комиссиями и комитетами беженцев Государственной Думы.

Долгие годы руководители Комитета активно работали в экспертных группах по разработке законодательства в Государственной Думе, Правительственной комиссии по миграционной политике в России, Палате по правам человека при Президенте РФ, консультативном Совете при ФМС. В настоящее время все эти структуры ликвидированы новым руководством страны, в результате чего возможности влияния НПО на ситуацию в стране существенно снизились.

Комитет аккредитован при Управлении Верховного Комиссара ООН по проблемам беженцев и поддерживает с ним и другими международными организациями постоянные контакты. В 1998 году УВКБ ООН заключил с Комитетом договор о поддержке работы приемной. Кроме того, «Гражданское содействие» служит базовой организацией в Москве для Сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал».

Источником материальных средств организации служат средства, получаемые по постоянно действующему договору с УВКБ ООН; гранты фондов Форда, Мотта, Сороса; пожертвования зарубежных организаций: Каритас (Франция), Фонд помощи беженцам (Нидерланды), Католический Комитет против голода и за развитие (Франция), Американский еврейский фонд развития, «Спасение соседей по планете» (США), Комитет «Чечня» (Франция), Духовный Совет друзей (квакеры); частные пожертвования, в том числе собственные средства его членов. Остро нуждающимся беженцам оказывается денежная помощь, раздается одежда, медикаменты. Двумя приказами Комитета здравоохранения Москвы Комитету было предоставлено право направлять вынужденных мигрантов для получения бесплатной медицинской помощи, в том числе и лечения в больнице.

Одна из основных задач комитета – помощь беженцам в отношениях с властями, возникающих при регистрации по месту жительства, при приеме детей в школы и допуске выпускников школ к конкурсным экзаменам. Чтобы помочь беженцам, «Гражданское содействие» направляет около 20 ходатайств и запросов в неделю, главным образом от имени депутата Государственной Думы Вячеслава Игрунова, одного из основателей и членов правления Комитета.

С начала чеченских событий приток беженцев в комитет резко увеличился. Начиная с 1995 года в «Гражданском содействии» получили помощь более 40 тысяч человек. Волонтеры комитета в 1995 году разработали базу данных по поиску родственников жителей Чечни, с помощью которой найдено около 200 человек.

В 1995 году, когда Департамент образования правительства Москвы издал постановление не принимать в школы детей, родители которых не имеют в Москве регистрации по месту жительства, при комитете был образован Центр адаптации и обучения для детей беженцев. Решение департамента удалось опротестовать, но центр продолжает работать, студенты московских вузов помогают детям, перенесшим стресс, вернуться к нормальной школьной жизни. Члены комитета «Гражданское содействие» принимают активное участие в Парламентских слушаниях по проблеме беженцев, слушаниях Комиссии по правам человека и других официальных обсуждениях этой проблемы.

Комитет активно работает с другими правозащитными организациями. Это в первую очередь Правозащитный центр «Мемориал», Форум переселенческих организаций и Независимый экспертно-правовой совет.

При поддержке Фонда Сороса с февраля 1997 года Комитет осуществляет программу «Создание электронного архива интервью жертв вооруженных действий в Чеченской республике» (руководитель программы Елена Закс). Интервью о трагических событиях 1995–1996 года хранятся в магнитофонной записи и на дискетах, дополняются фото- и видеоматериалами.

Все заявления в суд составляются и поддерживаются в суде юристами Сети «Миграция и Право» ПЦ «Мемориал».

Важная часть деятельности Комитета – защита прав беженцев и вынужденных переселенцев в судебных инстанциях. За 2001 год, кроме положительных решений по частным делам, Комитету «Гражданское содействие» удалось добиться в судебном порядке отмены ряда противоправных нормативных актов.

13 марта Верховный Суд признал противоправным и не подлежащим применению Распоряжение №1057 Мэра Москвы от 28 сентября 1999 года, которым ограничивалась постановка на учет в территориальном миграционном органе Москвы беженцев и вынужденных переселенцев.

20 марта также в Верховном Суде было признано неправомерным условие постановки на учет в миграционных органах для получения компенсации за утраченное в Чечне жилье и имущество.

И, наконец, 15 мая Верховный Суд оставил в силе решение Мосгорсуда о признании неправомерными требований к минимальному размеру необходимой площади, а также органичений по срокам, которые содержались в Правилах регистрации (прописки), принятых в Москве и Московской области. Признано также недопустимым требование наличия регистрации у родителей при приеме детей в школы.

Помимо рассказа о нашей деятельности, надо упомянуть о крайне неприятном событии, которое произошло в нашей приемной. Ночью 9 февраля 2001 г. в приемной был пожар, во время которого похитили сейф. В сейфе хранилась зарплата сотрудников и пособия беженцам. Потери составили более 600 000 рублей.

Большая часть помещений стала непригодной для работы, поэтому мы были вынуждены ограничить время приема (как и раньше, по понедельникам и средам, но с 10 утра до 7 вечера ). Однако благодаря помощи УВКБ ООН, Фонда Мотта, а также полученной страховке, на сегодняшний день в приемной произведен ремонт и восстанавливается техническое оснащение.

Комитет «Гражданское содействие» благодарен за любое пожертвование и готов отчитаться за каждую полученную копейку. Комитет выполняет пожелания жертвователя относительно целевого назначения вносимых им средств. Передавая деньги или заключая с Комитетом договор о регулярных взносах, спонсор может оговорить условия использования денег, и они будут строго выполняться. Всем жертвователям высылается ежегодный отчет Комитета, при желании отчетность можно сделать более частой.

Адрес Комитета: Москва, ул. Долгоруковская, 33, с. 6

Телефон: 973-54-74

Факс: 251-53-19

Адрес в интернете: www.refugee.ru

E-mail:ccaserver@mtu.ru;

sgannush@mtu.ru

 


Светлана Ганнушкина в приемной «Гражданского Содействия»

 


программа «МИГРАЦИЯ И ПРАВО»


Мы должны влиять на изменение государственной политики в отношении мигрантов, добиваться, чтобы миграционные службы перестали защищать государство от мигрантов, а защищали их права и интересы. Важно формировать общественное мнение в этой области. Решение таких задач невозможно без самого активного участия общественных организаций. Мы должны помочь мигрантам требовать соблюдения их прав.

Для того чтобы этого добиться, необходимо сотрудничество множества людей во всех регионах России. Чтобы оказывать бесплатную правовую помощь мигрантам, комитет предложил широкую программу связей и сотрудничества. Международная неправительственная организация ECRE (Европейский совет помощи беженцам и изгнанникам) предложила «Мемориалу» стать его партнером в проекте Демократической программы TACIS. В настоящее время открыто 49 юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев по нашей программе. В сотрудничестве с программой «Горячие точки» Правозащитного центра «Мемориал» открыта многофункциональная приемная в Назрани и три приемные в Чечне.

Наша цель – сделать доступной для каждого беженца и вынужденного переселенца бесплатную правовую поддержку.

Россия – огромная страна. Для того чтобы услышать друг друга, необходима налаженная связь. Мы хотим иметь возможность быстро откликаться на ситуацию в регионах, чтобы действенно помогать мигрантам, информировать общественность о том, что происходит в регионах, создать поток информации из регионов в центр и обратно.

Нами был выработан механизм приведения местных законодательных и нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Документ, вызывающий сомнение, направляется на экспертизу в новую правозащитную организацию – Независимый экспертно-правовой совет, собравший лучших юристов России. На нашем счету несколько отмененных приказов ФМС, ГУВД Москвы, органов образования, распоряжений Правительства Москвы об особом порядке предоставления статуса беженцам и вынужденным переселенцам. Суд Кабардино-Балкарии рассмотрел и признал справедливым заявление Генеральной прокуратуры по поводу Постановления № 455 Правительства КБР, нарушающего права переселенцев из Чеченской республики. По нашему заявлению Генеральная прокуратура провела проверку на соответствие конституции и законодательству РФ Закона Москвы «Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию». В Московскую Думу направлен протест, и появляется надежда убедить столицу в том, что безвизовый въезд в Россию означает и безвизовый въезд в Москву.

Программа предполагает проведение регулярных семинаров, на которых юристы и члены неправительственных организаций, оказывающих правовую помощь мигрантам, обмениваются опытом консультирования, ведения судебных дел и посреднической помощи беженцам.

Новых сотрудников сети приглашают в Москву также и для обучения работе с пакетами программ и в интернете.

Мы считаем необходимым в рамках нашей программы воспитывать молодежь, чтобы вырастить поколение юристов, которые, работая в ФМС или в территориальных миграционных службах, стояли бы на правозащитных позициях.

Адрес в интернете: http://www.refugees.memo.ru

http://refugee.memo.ru


Верховный Суд удовлетворил жалобу правозащитников
на Правительство России


Постановление № 510 Правительства РФ от 30 апреля 1997 года устанавливало «Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно». В соответствии с ним право на компенсацию имеют граждане, «безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику и вставшие на учет в территориальном органе миграционной службы в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г.» (п.2 Постановления № 510). Интересы истца представляли юрист-консультант Сети «Миграция и Право» ПЦ «Мемориал» Маргарита Петросян и руководитель Сети Светлана Ганнушкина.

В заявлении «Гражданского содействия» на основании ст. 115 Конституции России оспаривалось право Правительства России произвольно ограничивать круг получателей компенсации, определенный Указом № 898 Президента РФ от 5 сентября 1995 года.

Категория тех, кто имеет право на компенсацию, не может определяться произвольно. Если лица, покинувшие Чеченскую республику в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г., действительно могут быть отнесены к единой правовой категории, поскольку этим периодом определены временные рамки военных действий в Чечне, то лица, вставшие в этот период на учет в территориальном органе миграционной службы, в правовом отношении никак не отличаются от тех, кто в миграционные органы не обращался.

Множество людей, например те, кто попал в больницы сразу после выхода из Грозного, не могли обратиться в миграционные органы.

Были и те, кто просто не ходил туда, поскольку там не оказывали никакой помощи, а очереди были огромные. В ряде регионов, в частности в Москве, миграционная служба не принимала мигрантов, поскольку в тот период действовали противозаконные региональные ограничения. Представители «Гражданского содействия» предложили признать противоречащим конституции и не подлежащим применению требование о постановке на учет в территориальном органе миграционной службы.

Иск был поддержан прокурором и удовлетворен судом. Каждый, кому было отказано в компенсации на том основании, что он не встал на учет в органах миграционной службы, может, имея любое доказательство своего выезда из Чечни в период с 12.12.94 по 23.11.96, заново подать заявление о компенсации.