Положение в Чеченской Республике РФ


Пятьдесят седьмая сессия пункт 9 повестки дня: «ВОПРОС О НАРУШЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД В ЛЮБОЙ ЧАСТИ МИРА»

(Проект был внесен государствами-членами Европейского Союза)

20 апреля 2001 года

Комиссия по правам человека,

  • руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, в частности его статьями 55 и 56, а также положениями Всеобщей декларации прав человека,

  • руководствуясь также положениями Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, в частности их общей статьи 3, и Дополнительного протокола II к этим конвенциям от 8 июня 1977 года, а также других договоров по вопросам международного гуманитарного права,

  • ссылаясь на положения Венской декларации и Программы действий, принятых в июне 1993 года на Всемирной конференции по правам человека, в частности

  • напоминая, что Российская Федерация является участником Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и других региональных договоров по правам человека, например Европейской конвенции о правах человека,

  • напоминая также, что Российская Федерация является участником Женевских конвенций от 12 августа 1949 года и Дополнительного протокола II к ним,

  • вновь подтверждая свою резолюцию 2000/58 от 25 апреля 2000 года, а также заявления, сделанные ранее по данному вопросу Председателем Комиссии 27 февраля 1995 года и 24 апреля 1996 года,

  • будучи глубоко обеспокоена непрекращающимися сообщениями о массовом насилии в отношении гражданских лиц и о предполагаемых нарушениях прав человека и норм гуманитарного права, в частности о насильственных исчезновениях, внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства и произвольных казнях, пытках, произвольных задержаниях, специальных временных местах задержания и продолжающихся злоупотреблениях и преследованиях со стороны государственных служащих на блок-постах в Чеченской республике Российской Федерации,

  • будучи серьезно обеспокоена в связи с тем, что в Чеченской республике Российской Федерации по-прежнему применяется насилие, в частности в связи с сообщениями, свидетельствующими о несоразмерном и неизбирательном применении силы российскими военными, в том числе о нападениях на гражданских лиц, в результате чего сложилась сложная гуманитарная ситуация,

  • будучи обеспокоена также в связи с сообщениями о нападениях на гражданских лиц, террористиче-ских актах и серьезных нарушениях международного гуманитарного права, преступлениях и актах насилия, совершаемых чеченскими боевиками,

  • выражая сожаление в связи с большим числом пострадавших и перемещенных лиц и в связи со страданиями гражданского населения в результате действий всех сторон, в том числе серьезного и систематического разрушения зданий и инфраструктуры вопреки международному гуманитарному праву, и выражая обеспокоенность в связи с тем, что последствия конфликта сказываются на положении в других республиках Российской Федерации и в соседних странах,

  • будучи обеспокоена по-прежнему неудовлетворительной ситуацией в области безопасности в Чеченской республике Российской Федерации, что, в частности, серьезным образом затрудняет усилия по оказанию гуманитарной помощи в Чеченской республике и в соседних республиках Российской Федерации, предоставляемой международными, региональными и национальными организациями, оказывающими гуманитарную помощь,

  • приветствуя объявленное сокращение численности Объединенной группировки войск в Чеченской республике Российской Федерации и количества блок-постов и приветствуя также восстановление судебной системы в составе Верховного суда и районных и городских судов в Чеченской республике, рост числа лиц чеченской национальности среди сотрудников милиции, а также смешанный личный состав блок-постов,

  • приветствуя также сотрудничество и диалог между Российской Федерацией и различными органами Совета Европы, в том числе визиты Уполномоченного Совета Европы по правам человека и докладчиков Парламентской ассамблеи Совета Европы,

  • отмечая деятельность Комиссии Государственной Думы по нормализации содействию общественно-политической и социально-экономической обстановки и соблюдению прав человека в Чеченской республике,

  • отмечая создание Национальной общественной комиссии по расследованию правонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе (Комиссии Крашенинникова),

  • с удовлетворением отмечая продление срока действия меморандума о взаимопонимании между российскими властями и Советом Европы, предусматривающего направление консультантов-экспертов в Бюро Специального представителя Президента Российской Федерации по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина в Чеченской республике г-на Владимира Каламанова и тот факт, что они могут и от них требуется продолжать сотрудничество, направленное на решение всех поставленных перед Бюро задач, включая наблюдение за расследованием компетентными российскими органами нарушений прав человека, а также поддерживая восстановление законности и правопорядка в Чеченской республике Российской Федерации,

  • приветствуя также сотрудничество между российскими властями и международными и региональными гуманитарными организациями в отношении доступа в места задержания в Чеченской республике Российской Федерации,

  • рассмотрев доклады Специального представителя Президента Российской Федерации по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина в Чеченской республике г-на Владимира Каламанова, доклад Национальной общественной комиссии по расследованию правонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе (Комиссии Крашенинникова) и доклад Уполномоченного Совета Европы по правам человека о его поездке в Российскую Федерацию и Чеченскую республику в период с 25 февраля по 4 марта 2001 года,

    1. приветствует доклад Верховного комиссара по правам человека о положении в Чеченской республике Российской Федерации;

    2. призывает все стороны конфликта предпринять незамедлительные шаги по прекращению продолжающихся боевых действий неизбирательного применения силы и в срочном порядке заняться поиском политического решения в целях достижения мирного урегулирования кризиса при полном соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

    3. решительно осуждает продолжающееся несоразмерное и неизбирательное применение силы российскими военными, сотрудниками федеральных служб и государственными служащими, включая нападения на гражданских лиц и другие нарушения международного права и серьезные нарушения прав человека, такие, как насильственные исчезновения, внесудебные казни, казни без надлежащего судебного разбирательства и произвольные казни, пытки и другие бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения, и призывает правительство Российской Федерации соблюдать все его международные обязательства в области прав человека и гуманитарного права в его операциях против чеченских боевиков и принимать все меры для защиты гражданского населения;

    4. решительно осуждает также все виды террористической деятельности и нападений, а также нарушения международного гуманитарного права, совершаемые чеченскими боевиками, такие как захват заложников, пытки и неизбирательное применение противопехотных мин, мин-ловушек и других взрывных устройств, вызывающих массовые потери среди гражданского населения, и призывает к немедленному освобождению всех заложников;

    5. приветствует принятие всеобъемлющей программы экономического и социального восстановления Чеченской республики Российской Федерации и настоятельно призывает правительство Российской Федерации безотлагательно приступить к ее осуществлению и выплатить компенсации пострадавшим лицам за разрушения и причинение ущерба их имуществу;

    6. отмечает действия, предпринятые возглавляемым г-ном Каламановым Бюро в сотрудничестве с экспертами Совета Европы, по поощрению прав человека в Чеченской республике Российской Федерации посредством рассмотрения полученных жалоб, приведшего, в частности, к выяснению местонахождения ряда пропавших без вести лиц, освобождению ряда задержанных и ускоренной выдаче удостоверяющих личность документов внутренним перемещенным лицам;

    7. вновь обращается к Российской Федерации с призывом учредить в соответствии с признанными международными стандартами национальную независимую комиссию в широком составе для оперативного расследования предполагаемых нарушений прав человека и международного гуманитарного права, совершенных в Чеченской республике Российской Федерации, в целях установления истины и определения виновных, с тем чтобы привлечь их к судебной ответственности и не допустить безнаказанности;

    8. выражает серьезное беспокойство в связи с медленным ходом расследования предполагаемых серьезных нарушений прав человека и международного гуманитарного права, совершаемых федеральными силами, представителями федеральных служб и сотрудниками правоохранительных органов в отношении гражданских лиц, и с беспокойством отмечает, что очень немногие подобные дела переданы на рассмотрение в судебную систему;

    9. призывает Российскую Федерацию обеспечить проведение органами гражданской и военной прокуратуры систематических, эффективных и исчерпывающих уголовных расследований и привлечение ими к ответственности всех лиц, виновных в нарушениях международного гуманитарного права и прав человека, в особенности нарушений, совершенных военнослужащими федеральных сил, представителями федеральных служб и сотрудниками правоохранительных органов в отношении гражданских лиц, предположительно причастных к совершению военных преступлений и нарушений прав человека, и тщательное расследование дел, передаваемых им;

    10. призывает также Российскую Федерацию обеспечить принятие всех необходимых мер для расследования и разрешения всех дел о насильственных исчезновениях, которые были зарегистрированы и о которых было сообщено, в частности, Бюро, возглавляемому
    г-ном Каламановым, и в необходимых случаях обеспечить уголовное преследование виновных;

    11. приветствует приверженность правительства Российской Федерации сотрудничеству со специальными механизмами Комиссии и выражает удовлетворение в связи с направлением приглашений Специальному докладчику по вопросу о насилии в отношении женщин и Специальному представителю Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах и просит их осуществить свои миссии в ближайшее время;

    12. и вновь просит соответствующих специальных докладчиков и специальные механизмы Комиссии незамедлительно осуществить миссии в Чеченскую республику Российской Федерации и выражает серьезное беспокойство в связи с тем, что тематические специальные докладчики или представители по вопросу о пытках, внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях и по вопросу о внутренних перемещенных лицах, обратившиеся с просьбой о выдаче разрешения на совершение поездок, до сих пор не получили ответа, и настоятельно рекомендует правительству Российской Федерации в срочном порядке положительным образом рассмотреть их просьбы;

    13. призывает правительство Российской Федерации обеспечить безотлагательное возвращение Группы помощи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Чеченскую Республику и создать необходимые условия для выполнения ею своего мандата и подчеркивает, что важнейшее значение имеет политическое урегулирование и что помощь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе будет способствовать достижению этой цели;

    14. настоятельно призывает Российскую Федерацию принять все необходимые меры по обеспечению защиты внутренних перемещенных лиц и снабжению их важнейшими предметами первой необходимости, в которых они нуждаются в своей повседневной жизни, а также в срочном порядке решить проблему обеспечения жильем и восстановить общественные службы;

    15. настоятельно призывает правительство Российской Федерации обеспечить международным, региональным и национальным гуманитарным организациям, в частности входящим в систему Организации Объединенных Наций и их партнерам по практической деятельности, а также Международному комитету Красного Креста свободный, беспрепятственный и безопасный доступ в Чеченскую республику и соседние республики Российской Федерации в соответствии с нормами международного гуманитарного права и создать условия, способствующие осуществлению ими своей деятельности, включая доставку гуманитарной помощи, в частности путем упрощения действующих правил, а также создать возможность использования Организацией Объединенных Наций сети радиосвязи;

    16. призывает также правительство Российской Федерации обеспечить международным и национальным правозащитным организациям свободный, беспрепятственный и безопасный доступ в Чеченскую республику Российской Федерации;

    17. выражает свое беспокойство в связи с положением в местах задержания и продолжающими поступать сообщениями о специальных временных местах задержания, «фильтрационных лагерях», а также обращении с незарегистрированными задержанными лицами и актах пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения с этими задержанными лицами;

    18. приветствует содействие правительства Российской Федерации, предоставившего свободный и эффективный доступ международным и региональным организациям, в частности Международному комитету Красного Креста, в места задержания в Чеченской республике, и настоятельно призывает правительство предоставить такой доступ во все места задержания для обеспечения обращения со всеми задержанными в соответствии с нормами международного гуманитарного права;

    19. призывает правительство Российской Федерации обеспечить распространение сведений об основных принципах прав человека и международного гуманитарного права и ознакомление с ними всех органов государственной власти, включая вооруженные силы, на всех уровнях и проводить политику в соответствии с нормами международного гуманитарного права и правами человека;

    20. просит Верховного комиссара по правам человека представить Комиссии на ее пятьдесят восьмой сессии доклад об осуществлении настоящей резолюции и по мере необходимости информировать Генеральную Ассамблею о дальнейшем развитии событий.

    http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/inter/un/res200401.htm