Румыния. Моя история

«Ничто не удержит тебя, когда изучаешь историю. Когда сам узнаешь то, чего, на твой взгляд, не найти в книгах. Когда учишься в ходе исследования».

Таким был девиз первого конкурса, проведенного «Евростори» в Румынии. Начавшийся в апреле 2000 года конкурс был организован фондом «Новая история» при поддержке фонда Кёрбера и во взаимодействии с румынско-немецким институтом междисциплинарных исследований. Для фонда «Новая история», основанного в октябре 1996 года несколькими преподавателями кафедры истории Бухарестского университета, организация конкурса в рамках «Евростори» была средством для достижения одной из его основных целей – не только найти практический способ улучшения преподавания истории, но и сформировать у школьников новое понимание истории. Организация конкурса была поручена ученому совету, сформированному из профессорско-преподавательского состава университета. На заседаниях ученого совета настойчиво подчеркивалась необходимость выявить новые тактические приемы и методы для укрепления связи детей с историей. Задача сделать историю более понятной, яркой и живой стала одной из основных.

В связи с этим выбранная для конкурса общая тема «Моя история – Евростори» («Istoria mea – EUSTORY») обладает тем преимуществом, что предполагает очень личное восприятие участников («Istoria mea» означает «моя история», а EU – не только сокращенное название Европейского союза, но и местоимение «Я» в румынском языке) и приверженность европейским ценностям.

Выбор конкретной темы для первого конкурса был, несомненно, сложной задачей. Необходимо было учитывать несколько щекотливых моментов. Во-первых, важно было избежать любого политически неоднозначного предмета. Кроме того, тема конкурса должна была дать его участникам возможность легко найти нужные источники, учитывая ограниченные возможности школьников моложе 14 лет получить доступ к историческим источникам в государственных архивах. Но самое главное – организаторы хотели предложить альтернативу крайне политизированной и военизированной истории, преподаваемой в школах, и дать молодым участникам возможность изучить и другие аспекты истории. Рассматривались такие темы, как семейная история, история местных майданов и форм общения, история питания и т.п. В конце концов совет остановился на теме «Дети и молодежь в истории».

Первый конкурс начался в апреле 2000 года; участникам отводилось полгода для подготовки работ. Работы можно было подать в письменном виде или в форме аудио- либо видеозаписей. Кроме того, для национальных меньшинств предусмотрели возможность представить работу на родном языке. Участников просили представить не только сами работы, но и дневник исследования с записями об их ожиданиях, сложностях и проблемах, с которыми пришлось справляться в ходе исследования.

В первом конкурсе в Румынии приняли участие 242 школьника, представивших 109 работ. Работы пришли из всех исторических регионов Румынии, из более чем 30 провинций (всего их 41), из больших и маленьких городов, из деревень. Число участвовавших в конкурсе девочек и мальчиков оказалось примерно одинаковым. Работы были посвящены самым разным темам, от истории отдельных членов семьи до истории целых общин.

Большинство работ было посвящено устной истории с использованием семейных свидетельств и воспоминаний. Впечатляющее исследование «Дети и молодежь Терегова в 1920–1970-х годах» было проведено группой из 22 школьников 12–14 лет из маленькой деревеньки в юго-восточной Румынии. Юные исследователи опросили почти 80 стариков – жителей деревни, стараясь восстановить картину детства через повседневную жизнь: отношения в семье и школе, одежда, еда, игры. Увлеченно и терпеливо они восстановили многие традиционные игрушки. Участница конкурса Ояна Мара Шербан, используя школьные сочинения и различные свидетельства, сохранившиеся в ее семье и практически полностью забытые, пока она за них не взялась, написала о первых днях и месяцах школы в Пояна Кэмпина. И таких примеров много.

После оценки двумя разными жюри ученый совет определил окончательный список победителей. Было установлено 45 призов (денежные суммы, книги и исторические журналы) для участников и 5 специальных призов для школ, чьи ученики особенно отличились в конкурсе. Наиболее значительные призы вручал лично президент Константинеску на церемонии награждения в своей официальной резиденции во дворце Котрочени 5 декабря 2000 года.

Первый конкурс показал необходимость расширить и уточнить содержание истории как школьного предмета за счет включения более широкого круга тем, связанных с повседневной жизнью. Интерес молодежи к таким темам был очевиден. Стала также ясна острая необходимость значительно усовершенствовать и разнообразить средства обучения истории. Конкурс «Евростори» может в этом помочь. Кроме того, проведенный в Румынии конкурс «Евростори» выявил огромные возможности истории и ее преподавания для укрепления отношений в семье, поддержания привязанности молодежи к своей общине и формирования у молодых людей чувства ответственности.

В мае 2001 года был объявлен второй конкурс. Принимая во внимание, что, по мнению многих участников первого конкурса, его сроки были слишком сжатыми, на подготовку работ для второго конкурса было отведено почти 9 месяцев (последний срок приема работ – 1 февраля 2002 года). Тема нового конкурса – «Техника и технологии в общинах в прошлом и настоящем».

Мирела-Луминита Мургеску,

оргкомитет