Болгария. Жертвователь и пожертвование

Болгарский национальный исторический конкурс для учащихся 8–12-х классов был объявлен в 1999 году по инициативе фонда Values, который основан в феврале 1998 года первой леди государства госпожой Антонией Стояновой и является независимой некоммерческой организацией. Национальный исторический конкурс включен в структуру европейских конкурсов по национальной истории (EUSTORY). Этот проект поддержан немецким фондом Кёрбера, который ранее поддерживал первый болгарский исторический конкурс – «Модернизация, нововведения, перемены: Болгария в Европе».

Центральная тема Национального исторического конкурса – переход к современному обществу в Болгарии. Его цель – пробуждение у молодых людей интереса к родным местам, поощрение самостоятельных исследований. Школьники могут изучать и оценивать малоизвестные исторические факты и события, анализировать, как они отразились в истории региона, семьи, и т.д.

Первый исторический конкурс имел огромный успех. 259 учащихся из 65 городов и деревень написали работы общим объемом 193 авторских листа. Были присуждены одна первая, две вторых, три третьих премии, девять человек получили поощрительные призы. 24 мая 2000 года вице-президент Республики Болгария, под чьим патронажем и был организован конкурс, вручил три главных приза победителям. Многие участники получили различные книжные и специальные призы.

Успех первого Национального исторического конкурса, проявленный к нему интерес, его уникальность для Болгарии и включенность в систему европейских конкурсов – все это является хорошей базой для его превращения в традиционное мероприятие. В сентябре 2000 года началась подготовка к следующему конкурсу. Его тема – «Жертвователь и пожертвование: благотворительность, творчество, прогресс» – была объявлена в декабре 2000 года.

Конкурс призывает молодых обращаться к национальной истории, однако отвергает националистический подход к прошлому. Общественное самосознание должно быть свободным от шовинистских спекуляций и национализма. Терпимость должна заменить конфронтацию, необходима новая идентичность. Национальный исторический конкурс способствует развитию национального сознания как части общего самосознания людей. Поэтому проект имеет как локальное, так и общеевропейское значение.

По материалам конкурса