Литва. Евреи – соседи наших дедов

Кроме конкурсов исследовательских работ по истории, проходящих в рамках программы, поддерживаемой фондом Кёрбера, аналогичные конкурсы проводятся и другими организациями. Дом памяти и Центр по совершенствованию школьного образования Литвы (The Centre for School Improvement, CSI) в 2001 году провели конкурс исторических эссе литовских школьников

Цель его – помочь школьникам избавиться от исторических стереотипов, способствовать формированию у них критического мышления и ответственности за прошлое родной страны, помочь школам наладить сотрудничество с местными музеями.

Конкурс прошел в шести регионах Литвы. В нем приняли участие примерно 600 учащихся (школьники 5–12-х классов) и вместе с ними 180 преподавателей из 150 школ. Была прислана 131 работа из 56 школ, 49 городков и деревень со всей Литвы. Работы были как индивидуальные, так и коллективные. Жюри выбрало 28 лучших, присудило 5 первых премий, 7 вторых и 16 поощрительных.

В тесном сотрудничестве с местными музеями прошли шесть региональных конференций-выставок с обсуждением результатов конкурса.

23 сентября, в день Холокоста литовских евреев, состоялась заключительная конференция. Она проходила в городской ратуше, где собрались участники конкурса и их учителя – всего более 250 человек. Все конкурсанты получили благодарственные грамоты и наборы книг. Авторы лучших работ были награждены денежными премиями и книгами. (Пять издательств подарили книги для вручения конкурсантам). После конференции все участники посетили мемориал жертвам Холокоста в Панеряй.

На протяжении долгого времени в Литве господствовала искаженная концепция истории, служившая советской идеологии; в посткоммунистический период возродились националистические стереотипы прошлого, которые иногда проявляются в антисемитских настроениях. В этих условиях особенно важно, что работа школьников с источниками по устной истории стимулирует и развивает критическое мышление и самостоятельность. Кроме того, она способствует формированию гражданского сознания, то есть сознания, ориентированного на открытое и толерантное общество, избавлению от исторических мифов и комплексов, повышает ответственность за прошлое родной страны (каким бы оно ни было).

Собирая воспоминания своих родных и соседей, разыскивая старые фотографии, пытаясь представить себе картину довоенной жизни родного города или села, школьники ясно видят исторические, культурные и демографические перемены, проиcшедшие за последние полвека, стараются понять их причины, самостоятельно восстановить обстоятельства уничтожения еврейской общины.

Сбор материалов по устной истории – увлекательное и впечатляющее средство гражданского просвещения школьников. Конкурс «Евреи – соседи наших дедов» важен еще и потому, что информацию об уничтожении еврейской диаспоры в маленьких литовских селах пока не собирали. Полученные в ходе конкурса материалы обогатят архивы Дома памяти.

Центр по совершенствованию школьного образования совместно с мемориальным музеем Холокоста в Великобритании при организации «Бет Шалом» вот уже несколько лет организует для школьных преподавателей истории, этики, религиоведения и других дисциплин семинары «Рассказы о Холокосте». Ими подготовлена также передвижная выставка для школ «История Холокоста». Для оценки этой работы проведено социологическое исследование «Эволюция исторического сознания учителей истории», которое выявило необходимость учебных материалов по обсуждаемому вопросу. Центр выступил инициатором подготовки и выпуска учебного видеофильма «Закат в Литве». Сейчас Дом памяти при поддержке Балтийско-американской программы партнерства (BAPP) пропагандирует этот видеофильм, организует его обсуждение на местах.

Во взаимодействии с Фондом по обеспечению перемен в образовании будут подготовлены и опубликованы учебные материалы. Совместно с Центром по совершенствованию школьного образования предполагается проводить семинары для учителей по методике использования этих материалов, а в тесном сотрудничестве с региональными консультантами и местными музеями – конференции-выставки.

В ходе выполнения проекта 180 учителей из всех областей Литвы были обучены работе со школьниками при сборе материалов устной истории. Увеличилось число преподавателей, которые могут преподавать тему Холокоста. Школьники, принявшие участие в проекте, увидели историю родного города или села с совершенно другой, не известной им культурной и демографической точки зрения. Была осмыслена роль еврейской общины (и вообще роль культур других народов) в истории Литвы. Надеемся, эта работа помогла им избавиться от исторических стереотипов, развить критические начала в оценке исторических событий, способствовала укреплению гражданского сознания и чувства ответственности за прошлое родной страны.

Необходимость проведения аналогичных конкурсов очевидна, и это является одной из первоочередных задач Дома памяти Литвы

По материалам Дома памяти