Пермь. «Я изменился»

После того как в пермском приложении газеты «Комсомольская правда» появилась информация об итогах конкурса, в областное отделение Общества «Мемориал» стали поступать вопросы от участников конкурса, от учителей, желавших узнать подробности о региональной церемонии. Было очевидно, что ее проведение рассматривается как нечто само собой разумеющееся. Можно сказать, что после первого чествования победителей в 2000 году возникла своеобразная традиция.

В организации церемонии большую помощь оказал департамент образования и науки Пермской области, выделивший денежные премии двенадцати учителям, руководившим написанием работ, оказавшихся лучшими в регионе, кроме того, учителям были оплачены командировочные расходы, связанные с проездом до Мемориального музея, где была организована церемония. Большую заинтересованность проявил также заместитель председателя Пермской городской администрации Игорь Вячеславович Сапко, изъявивший желание принять участие в церемонии. Он выделил личные средства, на которые трем участникам конкурса были вручены ценные призы (фотоаппараты).

На региональную церемонию были приглашены участники конкурса, работы которых вышли во второй и третий туры, и учителя, руководившие их исследованиями.

Учителя и школьники активно откликнулись на приглашение принять участие в церемонии. Самым сложным было организовать приезд всех приглашенных в Мемориальный музей, поскольку они проживают в различных районах области. Мы не представляли, как можно организовать приезд участников конкурса из Чердынского района, наиболее удаленного от Музея. Но как раз эта проблема была решена наиболее удачно, поскольку Чердынский клуб юных краеведов выделил для поездки автомобиль.

Кроме того, на церемонию надо было привезти большую группу приглашенных из Соликамского и Березниковского районов. Когда березниковское управление образования выделило автобус, мы снова вздохнули с облегчением. Мы знали, что никаких трудностей с приездом группы из Гремячинска у нас не будет – управление образования здесь также оказало содействие (был выделен автобус). Большая группа приглашенных на церемонию добиралась через Пермь – электричкой – это участники конкурса из Перми, Суксунского, Добрянского и Кунгурского районов.

И вот, 28 мая победители конкурса, учителя и организаторы церемонии (всего 50 человек) собрались в Мемориальном музее истории тоталитаризма и политических репрессий «Пермь-36» в деревне Кучино Чусовского района Пермской области.

Очень радушно встретили гостей работники Музея, накормившие их сытным обедом, приготовленным на средства Музея. После этого все школьники и учителя, разделившись на несколько групп, отправились на экскурсию по Музею. В числе экскурсоводов были председатель Пермского областного отделения Общества «Мемориал» Александр Михайлович Калих, научные сотрудники Музея – доцент Пермского государственного университета Леонид Аркадьевич Обухов и завкафедрой Пермского педагогического университета Михаил Геннадьевич Нечаев. Знакомство с корпусами бывшего лагеря для политических заключенных было для школьников потрясением, поскольку в Музее история политических репрессий словно оживает во всей своей неприглядности.

После экскурсии в зале, оформленном как лагерный «красный уголок», был показан фильм об истории лагеря «Пермь-36», который произвел сильное впечатление. Школьники позднее говорили, что кадры фильма с лицами людей, проведших здесь долгие месяцы и годы, сохранились в памяти особенно отчетливо.

После просмотра фильма началась церемония награждения. Перед приглашенными выступили председатель Пермского областного отделения Общества «Мемориал» А.М.Калих, научный сотрудник Музея, доцент ПГУ Л.А.Обухов, региональный координатор конкурса Г.Д.Селянинова, руководитель волонтерских программ Пермского областного отделения Общества «Мемориал» Е.В.Скрякова.

Участникам конкурса, приглашенным в Музей, были вручены грамоты, книги, привезенные из московского «Мемориала», а также книги и подарки, выделенные Музеем. Три участницы конкурса (Анастасия Ходырева, Полина Жукова, Алиса Клоц) награждены ценными призами (фотоаппаратами). Учителям были вручены книги, грамоты, а также денежные премии департамента образования и науки Пермской области.

Самое главное, ради чего и была организована церемония, – получить отклик школьников. И на церемонии дети говорили о том значении, которое имело для них участие в конкурсе. Конкурс заставил их задуматься – через обращение к истории своей семьи, своего поселка, своего города – об истории России в ХХ веке. Они говорили о тех открытиях, которые сделали для себя лично, о пробуждении какого-то нового, более осознанного отношения к окружающему миру.

Очень важно отметить и то, что в той дружеской атмосфере, которая была создана в Музее, участники конкурса не просто посмотрели друг на друга, но и ощутили родство душ – завязались знакомства, продолжающиеся в переписке.

О региональной церемонии была дана информация на сайте Агентства Социальной Информации (АСИ) – «Пермские правозащитники готовятся к чествованию победителей Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век»; на сайте «Регион-информ-Пермь» – «Победители Всероссийского конкурса на знание отечественной истории отправятся с экскурсией в места лишения свободы».

В газете «Пермский абитуриент» № 3 (6 мая–6 июня 2001 г.) была опубликована большая статья Нины Рихтер «Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ для старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век»:

«…Подводя итоги конкурса, отвечая на вопрос: “Ты – до этой работы и ты – после”, ребята говорили:

– Я изменился. Лучше и больше узнал людей. Пришел к пониманию того, что Россия на них держится. (Сергей Водяненко)

– Я стал по-другому относиться к тем вещам, о которых нам рассказывали, соприкоснулся с людьми, которые отбывали срок, начал задумываться о том, что они пострадали ни за что. (Роман Зайцев)»

Гульсина Селянинова, координатор конкурса в Перми