Воронеж. Жизнь учить – не по учебникам

Зал научной библиотеки имени Никитина, обычно заполняемый людьми основательными, солидными, словно помолодел и посветлел. Было непривычно много юных красивых лиц, красивых не только внешне, но и мыслью – высокой и чистой. Подумалось: может быть, это и есть интеллигенция завтрашнего дня?

Собрались ребята из гимназий, лицеев, техникумов и школ Воронежа, Нововоронежа, Лисок, из многих районов области. Подводились итоги ежегодного исторического конкурса для старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». Это был уже второй Всероссийский конкурс. Работа школьников из Аннинского района нашей области заняла первое место.

Воронежское общество «Мемориал» провело в библиотеке региональный конкурс на ту же тему, и рассматривались те же 134 работы воронежских школьников, что поступили на второй Всероссийский конкурс. Так стали известны в самом Воронеже наши краеведческие работы.

Работы очень разные. История жизни деревенского дедушки автора и история дворянской семьи; судьба героя войны и судьба священника; история родного села и история разрушенной церкви; тяжкие дни репрессированного в ГУЛАГе и несчастная доля узника фашистского концлагеря; Великая Отечественная война и «малые» войны; отражение исторических катаклизмов ХХ века на примере конкретной семьи…

При оценке работ одним из важных критериев были «степень нового в материале, находки, документы, фото, письма, рукописи». Многие ребята проявили себя в этом достаточно неожиданно. Например, Екатерина Чернобоева в работе «Воронежские “прогулки” с писателем и поэтом А.В.Жигулиным» выяснила много интересного. Оказывается, в настоящее время в Воронеже живут 237 Жигулиных и 73 Раевских (такова фамилия предков Жигулина). Попутно она обнаружила в одном из семейных альбомов фото Марии Викторовны Раевской, урожденной Трубецкой, жившей в Воронеже в конце XIX – начале ХХ века. Фотография дворянки долгое время хранилась в разрезанном виде (голова отдельно от туловища). Исследователем фотодокумент восстановлен полностью. В ходе поисков было выяснено также, что в роду Раевских есть потомки М.В.Ломоносова…

В ряде работ есть не простая фиксация фактов, но попытка осмыслить их, поставить вопросы, найти ответы, сделать выводы. Так, Елена Бугакова приводит воспоминания своего деда об укладе казачьей семьи и участии ее в гражданской войне. Причем частные семейные события тесно увязываются с общеисторическими, автор их комментирует и делает свои выводы: «Думаю, что если дед Пика (это было его прозвище) участвовал в военных действиях на стороне монархистов, то вполне возможно, что его дочерью эти сведения просто замалчивались и его внук, то есть мой дедушка, мог ничего об этом не знать. О чем говорит этот факт, что люди боялись своего прошлого? О сильном государстве, которое знало своих врагов и умело от них избавляться? Или о том, что государство этих врагов искало, чтобы объединить, сцементировать остальных кровью?»

...Один за другим на сцену поднимаются прекрасные молодые люди, такие разные, но одинаково взволнованные. Каждый из участников конкурса, независимо от того, входит он в число победителей или нет, получает свидетельство и ценный подарок – хорошую книгу. Вместе со школьниками поощряются и их учителя (кстати, почти все тоже молодые). Конкурс является смотром не только учащихся, но и тех, кто руководил их работами…

Илья Кесслер
Воронежский курьер, 72 (1665), 3.07.2001