Гамбургский слет

Три призера первого и второго конкурсов были награждены поездкой в международную «Летнюю школу» под Гамбургом, – вхождение в международную сеть «Евростори» дает возможность победителям всероссийского конкурса принимать в ней участие. Хотя эта «Летняя школа» проходит уже не в первый раз, наши призеры принимают в ней участие впервые.

Вилла, где проходила «Летняя школа», расположена в очень живописном месте в предместье Гамбурга на берегу Эльбы.

В Школу были приглашены по два-три человека от каждой страны, всего собралось более 35 участников от 14 стран-членов сети «Евростори». От нашего конкурса в Школу поехали трое принимавших участие в двух конкурсах и награжденных спецпризами: Филипп Абрютин, Михаил Хрущев и Юлия Нестерук. Язык общения был английский, что создавало определенные трудности, так как наши участники конкурса знают язык (что было необходимым условием для слушателей Школы), но – в пределах школьной программы. И я надеюсь, что теперь ребята поймут, что действительно необходимо учить иностранный язык, в частности английский как язык международного общения. В результате выигрывали те дети, которые хорошо говорили по-английски и таким образом лучше формулировали свои мысли.

В работе Школы порядок и четкая организация прекрасно сочетались с относительной свободой. Но каждый «рабочий день» был загружен так плотно, что участники постоянно были чем-то заняты. Когда все-таки выдавалось свободное время, устраивались вечера, на которых ребята показывали номера самодеятельности.

Например, шотландские мальчишки разыграли «диалог двух болельщиков» (по-видимому, околоспортивные страсти в Шотландии являются фактором очень большой напряженности, и это черта их повседневной жизни), другие ребята играли на гитаре и пели простые песенки, чтобы другие могли подпевать на незнакомом для них языке. Наши русскоязычные участники (язык общения у них был русский) объединились и вместе лихо спели и сплясали под песенку «А нам все равно…»

Все чувствовали себя очень свободно.

Все ученики Школы были разделены на группы по 5–6 человек. В каждой группе был наставник – профессиональный психолог. На мой взгляд, разделение на группы по принципу «смешения» не совсем оправдало себя, потому что, например, ребята, в группе которых были украинские и белоруские школьники, а также мальчик из Уэльса и девочка из Румынии, с большим трудом находили общий язык. Мальчик из Уэльса никакого представления не имел не только о Ленине и Сталине, но и вообще об истории СССР и все время переспрашивал и переспрашивал в надежде хоть что-то узнать о содержании работ своих «коллег». А девочка из Румынии, наоборот, задавала очень напряженные вопросы о политических коллизиях советской истории. В дальнейшем, думаю, нам следует использовать опыт организации «Летней школы» и, сохранив принцип объединения ребят в многонациональные группы, учитывать уровень их подготовки.

В первый день слушатели Школы должны были по-английски рассказать о себе, о том, что представляют собой их конкурсные работы (дать короткое резюме).

Во второй день ребята учились брать интервью. Каждая группа должна была определить свой круг вопросов, выделить среди них основные и т.д. Нужно было проинтервьюировать взрослых людей одного поколения, но с «противоположной» биографией: солдата вермахта (немец) и узника концлагеря (это был поляк, который сегодня работает в этом концлагере экскурсоводом), палестинца и израильтянина (два молодых человека, оба живут сейчас в Германии), я сама и немка (ее отец воевал на Восточном фронте, мой – под Сталинградом). Сначала надо было взять интервью у каждого респондента по отдельности, а потом одновременно у обоих. Учителя и руководители также тренировались брать интервью.

Через день состоялось подведение итогов этого проекта. Представители от каждой группы объясняли, что они поняли из взятых интервью, какие вопросы прояснились, а какие остались открытыми. Еще раз стало очевидно, насколько важно хорошо знать язык (когда берешь интервью, особенно важно ставить четкие вопросы и правильно фиксировать ответы).

Кроме всего прочего, в качестве «домашнего задания» ребята должны были подготовить минивыставки на произвольные, но представляющие для нас интерес темы (в том числе конкурсные), выпустить газету и поучаствовать в организации прощального вечера. На этих выставках можно было увидеть самые разные экспозиции: от норвежского сыра до открыток с видами Симонова монастыря (их привез Миша Хрущев, призер нашего конкурса).

Программа «Летней школы» включала посещение музея в бывшем концлагере «Неёнгамме». Организовать эту школу оказалось не так легко. Возникало много вопросов, которые еще предстоит решить в будущем. Объединяя совсем разных детей на такой короткий срок (неделя), не так просто составить программу, которая помогла бы им получить побольше узнать друг о друге и о прошедших в их странах конкурсах, победа в которых привела их в Школу. Тем не менее, на мой взгляд, участие в ней было для российских победителей исторического конкурса очень полезным.

Ирина Щербакова