Вторая премия

Марина Бухтилова
Дети политических репрессированных о родителях и о себе
(опыт социологического анализа)

Челябинская обл., г. Троицк, школа № 13, 11-й класс.
Наставник: Р.Н.Гизатуллин

Социологическое исследование, основанное на опросе 100 детей репрессированных. Анализ и интерпретация результатов исследования: социальный состав репрессированных, характер репрессий, реакция окружающих на аресты, как отразились репрессии родителей на судьбе детей, участие в общественных организациях (партия и комсомол), отношение к советской власти.

Тимур Галиуллин-Халиков
«Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография…»

Республика Башкортостан, г. Межгорье, школа № 3, 11-й класс.

Наставники: Л.А.Короленко, Р.И.Халикова

Семейная история. Жизнь деда из крестьянской башкирской семьи; учеба в медресе (1920-е); раскулачивание прадеда; выселение семьи; жизнь на поселении; бегство и кратковременный арест; учеба в педучилище и работа учителем; участие деда в Великой Отечественной войне; послевоенный период в истории семьи.

Наталья Малыгина
Война глазами солдата, как я ее вижу

Московская обл., пос. Томилино, гимназия № 18, 10-й класс.
Наставник: С.А.Сизова

Быт на войне (Великая Отечественная война). Война в условиях Карелии, освобождение Польши, боевые действия в Германии. Использован «трех-уровневый» подход: воспоминания фронтовика, собственный комментарий к ним, комментарий знающих «консультантов», участников разных войн.

Ольга Попова
Чечня. Расскажи мне боль свою, солдат

Республика Коми, пос. Ярега, средняя школа № 15, г. Ухта, 11-й класс.
Наставник: И.А.Козлова

Судьба участника Чеченской войны. Инвалидность. Смерть. Работа базируется на материалах интервью с родными погибшего юноши, материалах семейного архива.

Алексей Ушенин
Полвека: 1901–1951. Рождение и смерть деревни

Екатеринбург, специализированный учебно-научный центр УрГУ, 10-й класс

История семьи. Село до революции; мельничное дело; столыпинская реформа; создание кустарной артели по производству сельхозмашин; Первая мировая и Гражданская войны; 1920-е годы в деревне; раскулачивание; репрессии: арест в 1937-м и лагерь, спецпоселение (1942–1951 годы). Работа основана на воспоминаниях и интервью с привлечением материалов семейного архива.