Третья премия

Наталья Аксенова, Екатерина Буркова
Военнопленные германской армии на Урале 1942–1955 гг.

Челябинск, школа № 59, 11-й класс. Наставник: М.С.Салмина

История формирования лагерей военнопленных; условия труда и быта; современное состояние захоронений. Использованы интервью и архивные материалы.

Дмитрий Артюх
Баглач. История и судьбы
(История малой родины)

Владимирская обл., г. Радужный,
школа № 2, 11-й класс.

Наставник: А.П.Смирнова

История владимирского села
с XIV в. Отхожие и кустарные промыслы. История сельской школы и храма. Село в советское время: репрессии, закрытие храма. Возникновение первых сельскохозяйственных предприятий.

Нелли Вашкау
О поколении, пропущенном
в истории…

Волгоград, школа № 106, 8-й класс

Судьба женщины, ребенком оказавшейся в немецком концлагере во время Великой Отечественной войны. Инвалидность; получение немецкого имени; пребывание в детдоме в Германии после войны; усыновление немкой. Возвращение в СССР к «нашедшимся» родственникам. Героиня до конца не уверена, кто ее настоящие родители. Работа основана на интервью с привлечением материалов семейного архива.

Сергей Водяненко
История дома в судьбе
его хранителя
Пермь, школа-гимназия № 92,
10-й класс. Наставник: А.К.Купкель

Современное краеведение через судьбу краеведа – история женщины, создательницы музея купцов Каменских в г. Суксун. Ее отношения с чиновниками от культуры; деятельность по созданию музея, его обустройству. В основу работы положены интервью и документы из краеведческого музея.

Анастасия Галка
История фотографии

Саратовская обл., г. Пугачев,
гидромелиоративный техникум,
2-й курс.
Наставник: К.П.Лысяная

Постороенное на интервью исследование судьбы семейной реликвии (фотографии) и ее влияния на судьбу семьи. Семья колхозников в 1930-е годы, участие мужчин в Великой Отечественной войне; трофей – фотография элегантной немки с дочкой, ставшая семейной реликвией, символом иной (счастливой) жизни. Фотография висела на стене «барака-муравейника» и в дальнейшем кочевала вместе с семьей.

Любовь Головина
«Людей неинтересных в мире нет, их судьбы, как история планет…» (История семьи)

Иркутская обл., г. Братск,

лицей № 1, 10-й класс.

Наставник: Л.Н.Корюкина

История семьи Виктора Соломоновича Сербского, родившегося в тюрьме. Репрессии против троцкистов в конце 1920-х. Политзаключенные в сталинских лагерях, лагерное сопротивление, борьба за свои права; лагерные расстрелы 1937 года. Работа основана на материалах следственных дел и интервью с В.С.Сербским.

Павел Гольцов
И у церквей бывают судьбы (опыт исследования истории православных храмов
Долгоруковского района
Липецкой области)

Липецкая обл., с. Долгоруково,
средняя школа, 10-й класс.

Наставник: Н.И.Христенко

Судьбы сельских церквей в российской провинции после революции, методы антирелигиозной борьбы, применявшиеся в 1920–1930 годах. Исследование построено на архивных материалах с использованием литературы и представляет собой итог кропотливой краеведческой поисковой деятельности.

Анна Ерина
В те далекие годы…

Тверь, школа № 12, 10-й класс.

Наставник: Н.Т.Лебедева

Дворовая компания в Твери в 1930-е годы: детские игры и занятия, домашний быт и школьная обстановка, отношения с соседями, начало Великой Отечественной войны, разбросавшей друзей, эвакуация. Работа основана на интервью.

Роман Зайцев
Так рождался мой город.
Горе и радость

Пермская обл., г. Красновишерск,
школа № 4, 11-й класс.
Наставник: И.В.Яковлев

Создание поселка, из которого впоследствии вырос город Красновишерск. Участие заключенных и спецпоселенцев в строительстве города (рубеж 1920–1930-х годов). Работа основана на исторических публикациях и интервью с очевидцами описываемых событий.

Анна Зайчикова,
Светлана Зайчикова

Деревня моя…

Саратовская обл., с. Успенка,
Пугачевский гидромелиоративный техникум, 1-й курс.

Наставник: К.П.Лысяная

Жизнь крестьян: деревня до революции, голод 1921 года, коллективизация и раскулачивание, закрытие церкви в конце 1930-х годов, Великая Отечественная война, голод 1946 года, современное состояние колхоза. Исследование базируется на интервью с земляками.

Вадим Иванов
Это нужно не мертвым, это нужно? живым. О жертвах фашизма в Краснодаре и дальнейших судьбах массовых захоронений оккупационного периода

Краснодар, школа № 10, 10-й класс.
Наставник: Л.Г.Иванов

Оккупация Краснодара в годы Великой Отечественной войны: расстрел НКВД политзаключенных перед эвакуацией; оккупация; лагерь советских военнопленных; количество жертв: правда и вымыслы; судьба захоронений. Работа основана на интервью с привлечением архивных документов и литературы.

Андрей Карбышев, Александр Николаев, Антон Терентьев
Установление Советской власти в городе Камень-на-Оби и уезде

Алтайский край, г. Камень-на-Оби,
школа № 2, 11-й класс

Революция, Гражданская война на Алтае: мифы и реальность. Рассматривается технология мифотворчества. Критическое осмысление публикаций советской эпохи.

Ирина Касимова
Дневник гимназистки начала ХХ века с комментариями
гимназистки конца ХХ века

Киров, Вятская гуманитарная
гимназия, 10-й класс.

Наставник: Г.А.Кропанева

В основе работы исполненный рефлексии, размышлений о взаимоотношениях с подругами, юношами, преподавателями дневник (1896–1897) гимназистки из г. Вятки. Проблема самоусовершенствования; самоанализ; круг чтения. Исследование носит источниковедческий характер.

Ирина Кобак
«Мы за ценой не постоим»
(Великая Отечественная война глазами гвардии ефрейтора)

Санкт-Петербург, школа № 318,
11-й класс. Наставник: Т.Г.Рейхман

Анализ воспоминаний фронтовика. Военный быт. Курской битва, боевые действия в Германии.

Павел Кривенко
Колхозники и рабочие Кубани
в период голода и денежной
реформы. Вторая половина
40-х годов (по воспоминаниям
и документам)

Краснодар, гимназия № 23,
10-й класс. Наставник: Т.А.Басенко

Социологическое исследование, основанное на интервью с источниковедческим анализом документов семейного архива. Большое внимание уделено повседневности.

Роман Масалев
Беломорско-Балтийский канал имени тов. Сталина

Республика Карелия, г. Петрозаводск,
лицей № 1, 11-й класс.

Наставник: Е.Ю.Матвеева

Причины создания ББК (1930 год), условия труда, быт заключенных. Экономическая эффективность стройки. Работа носит реферативный характер, сравниваются существующие в исторической литературе точки зрения на проблему.

Дмитрий Мищенко
Байкало-Амурская магист-
раль – начало истории города Тынды (1929–1950 годы)

Амурская обл., г. Тында,
гимназия № 1, 9-й класс.
Наставник: С.Ф.Мищенко

Роль репрессированных в постройке знаменитой железной дороги. Работа основана на материале местного краеведческого музея.

Алексей Наумов
История моей семьи

Москва, школа № 1505,
10-й класс.

Наставник: Л.А.Наумов

Коммунисты-подпольщики в Крыму в годы Гражданской войны; семья советских разведчиков в Германии в 1930-е годы; репрессии; Отечественная война; переписка с матерью, находящейся в лагере: жизнь на воле и в заключении. Работа основана на интервью и документах семейного архива с использованием источниковедческого подхода.

Иван Никифоров
Горчичное зернышко (историческое исследование)

Иркутская обл., с. Верхоленск,
сельская средняя школа, 8-й класс.

Наставник: А.Г.Никифоров

Описание поисковой работы по реконструкции судеб людей, изображенных на фотографиях: отец с сыном опрашивают односельчан, постепенно выясняя новые факты. Православные священнослужители в провинции (1910–1950-е), история местного храма.

Валентина Обрядина
Как не суждено было стать Куркинской усадьбе музеем и что из этого получилось

Вологодская обл., пос. Куркино,
Куркинская средняя школа,
9-й класс.

Наставник: Л.А.Шавилова

Краеведческая работа (по архивным материалам, с элементами критики источников): история дворянской усадьбы; захват усадьбы крестьянами во время революции; создание совхоза в 1918 году; признание усадьбы памятником культуры; передача усадьбы под приют; переписка между ведомствами по этому поводу; последующая судьба усадьбы.

Елена Портнова
Их судьбы слагали
историю века

Мурманская обл., г. Мончегорск,
гимназия № 1, 11-й класс.

Наставник: И.В.Солдатенкова

История семьи с акцентом на материально-бытовые условия жизни. Участие в Первой мировой войне. 1920–1930-е годы: коллективизация и пятилетки. Анализ материалов семейного архива
(в т.ч. фотографий).

Александр Потапов,
Татьяна Потапова
Старый семейный альбом

Рязанская обл., г. Шацк, Шацкая средняя школа, 10-й класс;
Сасовский сельскохозяйственный
техникум, 1-й курс.

Наставник: Н.В.Потапова

Судьба священника: два ареста (в 1933 и 1937 годах); возвращение к пастырской деятельности после освобождения (1947 г.). Жизнь деда автора (друга священника): деревенское детство в 1920-е годы; учеба в Школе крестьянской молодежи (1930-е гг.); студенчество в Рязани; арест в 1937 году; заключение; дальнейшая судьба. Работа в основном построена на устных источниках.

Сергей Предко
Афганский синдром:
история русистки в Кабуле

Киров, Вятская гуманитарная
гимназия, 10-й класс.

Наставник: Л.И.Змеева

Работа основана на интервью с матерью – учительницей русского языка в Афганистане (конец
1970-х – начало 1980-х годов). Впечатления русской женщины от восточного менталитета и восточного быта. Разница в восприятии происходящих событий у советских специалистов и у местного населения.

Татьяна Пушкарева
Репрессированные народы. Финны и немцы

Санкт-Петербург, школа № 349,
11-й класс.
Наставник: Л.Н.Новикова

Репрессии против немцев и финнов (ингерманландцев) в 1930–1940-е годы на примере Ленинградской области. Различные кампании, направленные против национальных меньшинств. Историческая справка об ингерманландцах, влиянии репрессий на этот народ. Анализ литературы с привлечением архивных документов из рассекреченных фондов.

Евгений Ращупкин
Политические репрессии в 1920-х – начале 1950-х годов в регионе Кавказских Минеральных Вод через судьбы детей

Ставропольский край, г. Пятигорск,
школа № 1, 8-й класс.

Наставник: Ю.Е.Ращупкин

Судьбы людей в годы сталинских репрессий, коллективизация, лагеря. Работа построена на интервью с репрессированными и их родными.

Алина Савинова
Две жизни, две судьбы,
но одна эпоха

Астрахань, лицей № 2, 10-й класс.

Наставник: Ю.А.Макаренко

Биографии двух прадедов, один из которых был музыкантом, а другой – крестьянином. Основные события: конец XIX – сороковые годы ХХ века. Жизнь оперного певца в столице до революции; переезд в провинцию из-за голода в годы Гражданской войны; работа в Вологде (церковь и музыкальный техникум) в годы нэпа; участие в Великой Отечественной войне; репрессии против оставшихся на оккупированной территории. Жизнь крестьянской семьи до революции; голод 1921 года; раскулачивание и скитания; Великая Отечественная война. Работа построена на материалах семейного архива и устных источниках.

Надежда Скрипко
Памяти детства

Республика Карелия,
г. Петрозаводск,
школа № 10, 9-й класс.

Наставник: Е.И.Клинова

Малолетние узники финских концлагерей в годы Великой Отечественой войны. Работа основана на материалах госархива, публикациях в прессе и интервью.

Наталья Соловьева
ГУЛАГ и освоение приполярных территорий (на примере
Республики Коми)

Республика Коми, г. Воркута,
школа № 45, 11-й класс.

Наставник: Т.А.Петровская

Создание лагерей в Коми; условия жизни и труда заключенных. Воркутлаг (1930–1950-е годы). Работа основана на литературе, документах госархива и краеведческого музея, привлечены взятые автором интервью.

Андрей Сулим
Исследование жизнеописания прадеда, Сулима Николая Алексеевича, на фоне переломной исторической эпохи конца ХIХ–ХХ века

Мурманская обл., г. Мончегорск,
гимназия № 1, 8-й класс.

Наставник: Е.А.Зубкова

Работа основана на интервью и материалах семейного архива (есть критика источников, источниковедческий подход). Кубанские казаки до революции. Прадед – детдомовец, ставший политработником. Голод на Кубани 1921-го и 1932–1933 годов. Вступление в комсомол и карьера комсомольского функционера низшего звена в конце 1930-х. Призыв на военную службу в 1939-м и обучение в военно-политическом училище. Политрук в годы Великой Отечественной войны.

Екатерина Шиготарова
Будущее – хорошо обдуманное прошлое (Трагическая история женского монастыря)

Пенза, школа № 17, 8-й класс.
Наставник: Т.Я.Алфертьева

История пензенского монастыря, его судьба после революции, разгон монастыря, преследования монахинь (1920–1930-е годы). В основе – реферат газетных статей (в т.ч. редких публикаций 1920-х годов) с привлечением интервью старожилов.

Александра Шманкевич
Россия на переломе:
два взгляда из детства

Иркутская обл., г. Усолье-Сибирское, лицей № 1, 10-й класс.

Наставник: Т.Ю.Шманкевич

История двух семей: интеллигентской и крестьянской. Жизнь до революции и во время Гражданской войны, нэп, раскулачивание, тридцатые годы, репрессии. Работа основана на воспоминаниях и интервью с родными.

 

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.