В издательстве «Звенья» вышел сборник работ победителей первого конкурса исторических исследовательских работ для старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век».
В него включены все работы, получившие первую и вторую премии, а также часть работ, отмеченных третьей премией. Составители постарались максимально полно представить многообразие проблем, затронутых школьниками. Некоторое представление о содержании книги дает простое перечисление рубрик сборника: «Россия многонациональная», «Россия крестьянская», «Россия дворянская», «Россия фабричная», «Россия религиозная», «Россия лагерная», «Россия в войне» и «Россия: история семьи».

Большое место в работах занимают «белые пятна» советской истории: репрессии, лагеря, ссылки, малые войны и многое другое.

Сборник, несомненно, представляет интерес не только для людей, профессионально занимающихся историей, но и для обычных читателей.

Сборник задуман как первый в серии – ведь конкурс уже стал ежегодным.

Издание снабжено иллюстрациями и содержит сведения о конкурсе и его направлениях, представляет взгляд современной молодежи об этом тяжелом, страшном для России ХХ веке. Отрадно, что после прочтения книги мрачного впечатления не остается…

Из работ второго исторического конкурса

...Объектом для исследования я выбрала недостаток в продаже чулочно-носочных изделий из хлопчатобумажной пряжи. Ассортимент этих изделий включает в себя: носки детские, гольфы, носки женские и мужские, чулки женские, колготки детские и женские и т.д. Чулочно-носочные изделия в дальнейшем буду именовать Носками. Из документа следует, что в 1978–1979 годах в стране было произведено 923,6 млн пар Носок, а численность населения в СССР составляла на 1978 год 265 млн человек. Чтобы понять, достаточно ли такого выпуска для обеспечения им населения страны, займемся расчетами: разделим 923,6 млн пар Носок на 265 млн. человек, получим примерно 3,5 пары Носок на человека. Округлим для удобства – 3,5 пары = 4 парам Носок. Итак, 4 пары Носок производилось в год на 1 человека.

Мужчина и подросток сносят 4 пары носков гораздо быстрее, чем за 1 год. Детские носки и колготки выпускали из более тонкой хлопчатобумажной пряжи, поэтому 4 пары носков и гольфов снашиваются ребенком еще быстрее, чем взрослые носки. Значит, их тоже не хватало. Молодым женщинам наверняка хватило бы носить 4 пары колготок, потому что в теплое время года они отдают предпочтение эластичным колготкам, а пожилым женщинам колготок не хватало. Таким образом, 923,6 млн пар Носок, выпущенных в 1978–1979 году, не удовлетворяли спрос населения. Приходилось носить вредные для здоровья Носки из синтетики, которыми были затоварены прилавки магазинов. Распределение Носок на территории России производилось Министерством торговли РСФСР, но оно было неравномерным по областям, краям и городам.

 

Горбанёва Татьяна, г. Екатеринбург,
шк. № 53, 10-й класс .
«Взгляд в прошлое глазами школьницы»

...Работая над выбранной темой, мне самому пришлось собирать факты, систематизировать их, ставить вопросы и пытаться на них ответить. И это позволило мне ощутить себя в истории, узнать действительно малоизвестные мне и широкому кругу моих товарищей, да и, как я убедился, взрослым, факты через судьбу известного всей стране героя. Мне приходилось рядом ставить неоднократно тиражируемые сведения с новыми, только что ставшими известными для меня, но уже подвергавшие сомнению первые. Как стало мне понятно, жизнь и подвиг А.Матросова во многом мифологизированы. Но как бы не хотелось развенчивать одни мифы и тут же возводить новые. Наличие мифов, связанных с именем А.Матросова, никак не может умалять его подвига, и зря об этом беспокоятся многие заслуженные люди. Но хорошо бы им понять, что очень сильно будет разочарован человек, если ему даже с очень благородными намерениями воспитания патриотизма будут говорить неправду.

 

Билько Вадим,
Псковская область,
г. Великие Луки,
профессиональный лицей № 24.
«Памятник А.Матросову в городе
Великие Луки как источник знаний штрихов истории России ХХ века»