Очерк советского прошлого

Авторы работ, обратившиеся к истории своих близких, своих родных мест, своей страны, создали своеобразный очерк советского прошлого. Представленные в «Сборнике» работы победителей конкурса демонстрируют не только живой интерес многих старшеклассников к своим «корням», но также и умение анализировать документы, собирать и осмысливать данные расспросов, искать объяснения событиям минувшего, а зачастую и классифицировать их.

Редакционная коллегия «Сборника» каждую работу отнесла к определенной рубрике: «Россия многонациональная», «Россия религиозная» и т.д. Тем не менее во всех работах затрагивается не одна, а две или несколько тем, дополняющие одна другую. Ценно и то, что уделено внимание и тем, «кто сажал», и тем, «кто сидел», и тем, кто трудился, не поднимая головы, и не попал в знаменитые «ахматовские» категории. Широко представлена и география России, все больше провинциальной, что наложило реалистический отпечаток на весь сборник (ибо жизнь столиц – фантасмагория, хотя и жуткая, далекая от жизни «глубинки»). Отдадим должное и руководителям школьников, привившим им вкус к самостоятельному познанию истории. Среди них Е.А.Зубкова из Мончегорска, трое подопечных которой попали в число победителей. Но некоторые старшеклассники провели исследования самостоятельно.

Полистаем некоторые работы.

Начнем с «Если бы бабушка вела дневник» Филиппа Абрютина в рубрике «Россия многонациональная». Работа посвящена судьбе бабушки, живущей на Чукотке. В своем исследовании автор поднимается до обобщения судеб малых народов Севера; она написана в любопытной литературной манере и содержит массу узнаваемых (по крайней мере для бывавших на Чукотке) ценных бытовых деталей.

В рубрике «Россия религиозная» находим единственную московскую работу Михаила Хрущева «Постылая местность», посвященную истории Симонова монастыря возле станции метро «Автозаводская». Вообще-то работа скорее краеведческая, религиозная тема в ней не доминирует. Зато есть что-то от «России сегодняшней». Сделано хорошо, в действительно исторической манере, с любовью к родным местам и болью за них.

В тематике «Россия: история семьи» выделяется работа Елены Морозовой из Мончегорска «Взгляд на советскую эпоху через судьбу моей прабабушки». Девочка удивляется, что о «партизанско-чекистском» прошлом ее прабабушки в семье постарались забыть. Есть в судьбе Л.В.Кузнецовой (Романовой) что-то от коржавинской Таньки. Жюри не пожалело для Елены Морозовой 1-й премии за повествование о трагической судьбе ее прабабушки. Но автор работы этого трагизма до конца не осознала. Ей «не стыдно за родословную» – это полбеды, а вот вспоминать судьбу прабабушки, думая о том, «делать жизнь с кого?» – это беда. Стать бездумным винтиком жесточайшего механизма – мысль по меньшей мере спорная.

Сильно написана Кирой Калугиной из Свободного работа «Кровавый поезд на свободу. Лето 1953-го». Россия лагерная предстает здесь сквозь ужас бериевской амнистии. Кира, восьмиклассница, не очень-то правильно понимая исторический фон событий (не думаю, что Берия был нужен хаос в 1953-м), вслед за своим земляком Валерием Приемыховым воссоздает жуткую картину «холодного лета» на станциях Транссиба в Амурской области. В этой работе симпатии читателя не могут не оказаться на стороне тех, «кто сажал», а точнее – кто грудью встал на пути озверевшей толпы выпущенных на волю бандитов.

Эпически воспринимается работа Ольги Резниковой «Тюрьмы Петербурга-Петрограда-Ленинграда» (рубрика «Россия тюремная»). Много нового материала. С удивлением узнал, что здание Русского географического общества на улице Гривцова, 10 (а я состою членом оного без малого 40 лет) построено на месте пересыльной тюрьмы. Не тривиален и взгляд Ольги, что надо меньше «сажать», но больше строить тюрем. Работа самостоятельная, зрелая.

Понравилась работа Елены Грудининой (тоже Мончегорск, тоже ученица Е.А.Зубковой) «Судьба, опаленная войной» (рубрика «Россия в войне»). Судьба крестной Елены, перемолотая сначала фашистами, а потом, как водится, и своими, написана скупо, но пронзительно. Для девятиклассницы – очень зрело. Жаль, что удостоена работа только 3-й премии. Впрочем, вопросы к жюри – не в сюжете «отзыва».

Рождению Воркуты («Россия лагерная») посвящена работа Вадима Вафина, Юрия Полищука и Павла Ульянова. Это настоящая история. Работа ребят дает больше, чем современная экспозиция местного краеведческого музея. Хотелось читать и про последующие годы (хроника доведена до 1943 года). Каторжное кольцо Воркуты, Литовский мемориал-кладбище (будут ли прочие?), перекройка политико-административной карты – история Воркуты требует продолжения.

Своеобразна работа Валентины Руденко из Верхней Пышмы «История России XX столетия в оценках молодого поколения и пожилых людей» («Россия сегодняшняя»). Над этой, казалось бы, простенькой социологического плана работой неплохо было бы подумать нашим реформаторам.

В целом сборник, созданный в рамках издательской программы Общества «Мемориал», сосредоточил интересные поиски истины, высказанной «устами младенцев». Надо бы продолжить эти публикации.

Андрей Лукашов,

профессор географического факультета МГУ