Письмо в редакцию

«Цель конкурса была прежде всего в том, чтобы российские школьники обратились к истории советской повседневности, которая исчезает с уходом старших поколений.

Дело хорошее – призвать подростков взглянуть на прошлое, побудить их записать увиденное. Сама затея конкурса прекрасна, каковы бы ни были ее результаты. Взрослых даже ошеломило количество откликнувшихся – реальность превзошла все ожидания – более полутора тысяч работ. Наверняка присланных работ было бы больше, прозвучи призыв громогласнее. Ведь многие его просто не услышали. Объяснимо и вызвавшее удивление большое число откликов из маленьких деревень и поселков. Ведь там телевизоров меньше и качество приема телепередач ниже.

Рукописи пришли из большинства регионов Российской Федерации, в них описываются события, разворачивавшиеся по всей ее территории, а «временные рамки» охватывают весь ХХ век (меньше работ по последней его четверти, но это – если судить только по отобранным для публикации).

В сборнике все статьи подверглись некоторому сокращению. Объем каждой из их – 10–20 страниц. Почти все включают «документы» – отрывки из дневников или воспоминаний, записи устной речи, официальные справки, постановления местных или центральных властей, иногда – цитаты из газетных публикаций.

Сборник интересно читать, интересны собранные школьниками семейные предания и документы, преломление больших событий в личных судьбах и в личном восприятии. Правда, не всегда понятно, когда излагаемое – личное достижение автора, а когда почерпнуто в литературных источниках. Но это особенность многих курсовых, а часто и дипломных работ. К тому же читателю-неспециалисту это не так уж и важно.

Читателей, остро нуждающихся именно в такой или в почти такой книге, много. И с каждым годом их становится все больше. Это в первую очередь школы и школьники.

По сравнению с началом 90-х годов ХХ века количество «экспериментальных», «альтернативных», да и просто стоящих учебных пособий сократилось, чтобы не сказать упало. «Официальные» же учебники и хрестоматии либо все более напоминают о советских временах, либо близки к «пособиям шпаргалочного типа», «дайджестам», они не для познания, а только для сдачи экзаменов.

И школьники это почувствовали, может быть, даже раньше взрослых. В их работах биения жизни предостаточно, от разведения оленей чукчами на Анадыре и рождения горнопромышленного центра в Воркуте до перемещения населения в Поволжье и Коми и судьбы крестьянки с Кубани. Успех конкурса – не только и не просто отклик на объявление в «Учительской газете», это еще и ответ подростков на происходящие в стране изменения. Поймут ли его взрослые?

Будет досадно, если начатая работа не будет продолжена. Нет, речь идет не об организации конкурсов, это само собой. Дело в обработке и публикации уже имеющихся статей, и вот по какой причине.

Как бы критично ни относиться к той или иной статье или критериям отбора, несомненно, что сборник «Россия – ХХ век» очень точно отвечает вполне определенному типу учебных изданий как по содержанию, так и по форме. Это не одна, а даже две готовые хрестоматии: для школьного курса истории России ХХ века (10–11-й классы) и для курса географии 9-го класса – сведения о населении и хозяйстве. Их даже не надо дописывать, скорее нужны небольшое сокращение и некоторая систематизация. Может быть, и дополнение какой-то статьей по истории последней четверти ХХ века из числа не попавших в сборник.

Даже «мозаично» собранные работы полностью соответствуют всем требованиям, которые предъявляются к хрестоматиям, включая доступный и близкий подросткам стиль изложения (куда уж ближе, нежели стиль сверстников!) и нужное количество иллюстраций. Такие книги – прекрасное подспорье при усвоении школьных программ, да и преподавателям они тоже пригодятся. За благодарность последних могу даже поручиться.

В общем, подростки оказались более чуткими к веяниям времени, более смелыми и решительными, чем предполагали взрослые организаторы конкурса.

Михаил Розанов,
школьный учитель,
кандидат географических наук