Анна Морозова, сотрудница архива НИПЦ «Мемориал» . Видеоматериалы как приложение к конкурсным работам

Видеоматериалы часто служат приложением к работам наших конкурсантов (как и фотографии, архивные документы, аудиозаписи, книги). В то же время видеоприложения стоят несколько в стороне. Они не могут быть в полной мере отнесены к приложениям, иллюстрирующим текст, – фотографиям и архивным документам – и в то же время являются не только источниками, использованными в ходе работы, такими, как тексты и аудиозаписи устных интервью.

Среди 1 824 работ, присланных на второй Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ для старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХвек», 66 содержали видеоматериалы в качестве приложений. Из них три работы вошли в число призеров: Сергея Волкова (1-я премия), Ольги Поповой (2-я премия) и Тимура Галиуллина (2-я премия) и одна – Артема Вокуева – в число финалистов конкурса. Кроме того, работа участников поисковой группы «Память» при Ильинском краеведческом музее Пермской области «За отсутствием состава преступления» получила специальный приз Видеоархива НИПЦ «Мемориал» как лучший видеофильм. Еще пять работ отмечены поощрительными грамотами конкурса.

По цели создания видеоприложения можно условно разделить на четыре основные группы: фильмы, источники, иллюстрации и теле- и видеоматериалы других авторов.

Фильмы – это, как правило, самостоятельная часть исследования или, вернее, сам процесс исследования, снятый на пленку. Они могут состоять из видеоматериалов самого различного характера, объединенных одной идеей автора. Это наиболее интересный вид видеоприложений, т.к. они помогают гораздо лучше прочувствовать ту самую принадлежность автора к истории, его «я» в истории, что, по сути, и является главной целью нашего конкурса. Среди видеофильмов можно отметить работы Елены Анфимовой о В.К.Очеретине – журналисте, ветеране Великой Отечественной войны; Алексея Лучникова о творчестве свердловского художника-пушкиниста С.С.Винокурова.

Источники – это видеоматериалы, на основе которых проводится историческое исследование. Это записи интервью, съемки во время экспедиций (поисковых, этнографических, археологических, походов). Интервью – самый распространенный вид источников. Это записанные на пленку воспоминания людей о своей жизни, событиях прошлого, свидетелями которых они были. Во время видеоинтервью фиксируются не только голос и интонация, но и облик, жесты, движения, мимика и даже обстановка, окружающая собеседника. В основном это самостоятельные или с чьей-либо помощью снятые интервью. Как пример можно привести работу Игоря Суворова о деревенской поэтессе А.М.Ивановой.

Съемки во время экспедиций также представляют собой богатый и интересный видеоряд. Например, отчет об этнографической экспедиции по реке Нейве (Средний Урал).

Иллюстрации – это снятые на видеокамеру документы и фотографии или видеосъемка каких-либо объектов или видов. Такие видеоматериалы могут сопровождаться краткими комментариями. Типичной для этого вида приложений является работа Елены Латыш и Натальи Савиновой «История Пиллау (1658–1945)».

Теле- и видеоматериалы других авторов (телевизионные передачи, видеосъемки различных мероприятий) – самый распространенный вид видеоприложений. В этом ряду особенно хотелось бы отметить приложение к работе Марата Зиязова «Гареевы» – фильм о Мусе Гарееве из государственного архива музея Мусы Гареева в селе Верхнеяркеево.

Хотелось бы дать несколько рекомендаций для будущих участников нашего конкурса. Основные претензии вызывает оформление видеоприложений.

Во-первых, на кассете должно быть описание видеозаписи. Если это интервью – то с кем, о чем, где и когда оно проводилось, а также кто его проводил (в том числе и кто снимал на видеокамеру). Например: Интервью Василия Ивановича Сидорова о закрытии Преображенской церкви в городе Осташкове Тверской области, интервью состоялось 22 апреля 2000 года дома у В.И.Сидорова. Интервью провел Иванов Михаил, снимал Петров Илья. В случае если это видеосъемки экспедиции, лучше всего указать, где и когда она проходила, кто ее организовывал: Видеоматериалы этнографической экспедиции краеведческого кружка «Русь» при городском Дворце творчества школьников города Урюпинска Волгоградской области по реке Хопер с 12 по 31 мая 2000 года. Если это иллюстрация – то где производилась съемка, откуда взяты документальные материалы: Иллюстрация к работе Владислава Аверьянова «Творчество Егора Летова как образец революционного романтизма конца ХХ века». Афиши из личной коллекции В.Аверьянова. Надписи на домах и заборах в городе Москве. Кроме того, на всех кассетах должно быть указано, к какой работе она приложена.

Если вы решили взять интервью, то лучше это делать вдвоем, с тем чтобы второй человек занимался только видеосъемкой, это позволит автору работы не отвлекаться на технические моменты.

Если же вы решили снять фильм, то в первую очередь к кассете должно быть приложено описание хода работы над фильмом, указана степень участия автора и других лиц.