Владимир Козлов, доцент, зав. кафедрой региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ. Цели и возможности школьного краеведения

В нашем институте уже три года проходят регулярные презентации новых книг по краеведению и москвоведению. Кафедра краеведения организует их совместно с Центром исторического краеведения и москвоведения, который возглавляет академик РАО Сигурд Оттович Шмидт. Прежде всего мы стараемся познакомить участников с литературой популярного, занимательного и методического характера.

Недавно состоялась очередная встреча, посвященная краеведению Подмосковья. Московский юбилей пошел на пользу ближайшей провинции. Ссылаясь на становление и развитие москвоведения, многие краеведы на местах стали укорять свои областные, городские и районные власти в бездействии, посылать письма, собираться в краеведческие корпорации, ассоциации. Три подмосковных района (Луховицкий, Зарайский и Коломенский) создали объединенное краеведческое общество, проводят различные конференции, обращаются к своей администрации с предложениями об изданиях книг по краеведению.

На последней конференции присутствовали заведующие отделами образования, отделами культуры, издатели, краеведы из Ступина, Подольска, Химок, Истры. Во всех этих городах только в 2000 году появились книги по истории края, но по некоторым из них уже ведется преподавание. Очень важно, что за написание этих книг-пособий местные краеведы, учителя получают деньги; здесь есть и заслуга Союза краеведов России.

Краеведение – важнейший инструмент воспитания наших детей. Оно являлось всегда и является сегодня спасительным якорем для молодежи. В особой степени это относится к практическому краеведению, прививающему любовь как к малой Родине, так и к Отечеству в целом.

До 1998–1999 годов вся деятельность сосредоточивалась в основном в Союзе краеведов России и в его крупных, преимущественно областных, общественных, научных, вузовских организациях, а также в школах и в краеведческих учреждениях детского и юношеского туризма. Это те традиционных три кита, на которых зиждется российское краеведение. Сейчас к ним присоединилось и Общество «Мемориал» со своей сетью региональных организаций.

Кстати, если вдуматься в смысл наших основных программ – «Культурные гнезда России» (усадьбы и их судьба), «Церковное краеведение» (судьба храмов и монастырей), «Летописание», «Исторический некрополь», «Исчезнувшие памятники», – все они связаны с «мемориальской» тематикой. Потому что краеведы всех регионов, занимаясь «своей» историей и «своими» памятниками, почувствовали трагедию ХХ века. Мы объединяемся с «Мемориалом» в решении очень многих проблем. Многие из 1 700 работ, присланных на конкурс, носят краеведческий характер, они важны и для воспитательной работы.

Очень важная задача – внедрение краеведения, региональной истории в каждую школу. Наша кафедра региональной истории и краеведения тесно связана с учителями и школьниками, изучающими свой край. В 1920-е годы, при очень высоком уровне краеведения, был выдвинут лозунг: «Наблюдайте, собирайте, записывайте, сохраняйте и изучайте». Он и сегодня не утратил злободневности. Школьное краеведение как национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов поддерживается Законом РФ об образовании, и это облегчает нашу задачу. Изучение местного края сегодня должно опираться на образовательные учреждения.

В возрождении сегодняшнего краеведения областные (бывшие губернские) краеведческие организации не играют той роли, какую они играли в 20-х годах и какой мы от них ожидали в середине 80-х, в начале перестройки. Реально практическое краеведение либо перешло к вузам (на областном уровне), либо осталось у музеев (на уровне районов), либо сохранилось в самых низовых краеведческих ячейках в школах.

Сейчас в образовании мы должны опираться на программу, обнародованную в 1994 году в Калуге, на конференции по школьному краеведению, а затем согласованную с руководством Министерства образования. С 1998 года она стала обязательной для общеобразовательных учреждений. Учителя могут указывать местным отделам образования на практический опыт, накопленный в ряде регионов. Известно, что в России сейчас существует около 80 региональных периодических краеведческих изданий, они есть почти в каждой области – в Москве, Петербурге, Пскове, Великом Новгороде, Рязани, Твери, Костроме и т.д.

В мае 2000 года состоялась большая конференция по российскому краеведению, инициатором которой выступил знаменитый парижский университет Сорбонна. Сорбонна же и предложила выделить деньги для организации конкурса на лучшее краеведческое периодическое издание.

На последней встрече краеведов было представлено интересное периодическое издание «Марьино», которое уже несколько лет выпускается в приходе Пантелеймоновской церкви в Подмосковье. Мы недооцениваем сегодня роль Православной Церкви, роль воскресных школ в развитии краеведения. В Центральной России влияние Русской Православной Церкви мало-помалу растет. Восстанавливаются тысячи храмов – духовных и образовательных центров провинции. Изучается трагическая история Церкви, история конкретных городских и сельских приходов. Эта тема активно разрабатывается в рамках программы «Отечество». Об этом идет речь и в некоторых работах, присланных на мемориальский конкурс в прошлом году. Они посвящены истории разрушенных храмов, истории церковных движений, судьбам священников. В нашей стране были замучены тысячи священнослужителей. Это сегодня тоже надо изучать в школе. Следует развивать соответствующие контакты с Церковью, с местными епархиальными властями – хотя это может оказаться достаточно сложным.

Очень важное значение имеют учебные пособия. Куда мы ни приезжаем – в Белгород, Воронеж, Малоярославец, Пензу, Тверь, везде нам показывают свои пособия. Это основа краеведения на местах. Системное использование в педагогическом процессе историко-культурной среды – одно из важнейших направлений школьного краеведения.

Мы готовы разослать какое-то количество методических материалов, выпущенных в Москве к юбилею. Издательский центр москвоведения, который я возглавляю, Экспертный совет по москвоведению, который возглавляет С.О.Шмидт, разработали и издали в течение трех последних лет учебники и рабочие тетради по москвоведению для 2–10-х классов. Задача этих пособий – дать интегрированное представление о городе: здесь и история, и литература, и география, и сегодняшняя социально-хозяйственная жизнь.

Мы стремимся к тому, чтобы наши издания по вузовскому, архивному, музейному краеведению были широко известны. Всегда приглашаем школьных преподавателей на наши мероприятия. Несмотря на то, что у учителей мало времени, несмотря на их определенную инертность, мы достигли того, что собираем и объединяем на конференциях, на методических «круглых столах» и презентациях школьных, вузовских, музейных краеведов. Мы одинаково уважительно представляем книгу краеведа-любителя, работу школьного методиста и академическое издание по региональной истории. Но на местах, к сожалению, контакты членов краеведческих обществ, вузовских, школьных краеведческих объединений нередко слабы или отсутствуют. Эту ситуацию необходимо менять.

И последнее. Важно подчеркнуть практический характер краеведения. Абстрактное, теоретическое краеведение можно преподавать в вузе, но оно не годится в школе. Очевидно, что без экскурсий по краю, без участия в археологических раскопках, без походов туристов, без собирания материалов для школьного музея (хотя это очень большая и больная проблема – школьные музеи, я ее не буду касаться) невозможно привить любовь к малой Родине. Я знаю прекрасный опыт в Петербурге: привлечение школьников к расчистке, реставрации, сохранению памятников.

Сейчас сразу несколько фондов собираются объявить конкурсы для молодежных творческих объединений России, изучающих местный край. Поэтому вполне возможна и финансовая поддержка. Но она должна оказываться лишь настоящим объединениям. Таким, например, как в Твери, где изучают некрополь, участвуют в воссоздании кафедрального собора. (В этом году летом студенты и школьники будут там расчищать старый фундамент снесенного в 1930-е годы Спасо-Преображенского собора.) В Калуге есть молодежное общество «Добрая воля», изучающее памятники края и выпускающее свою газету. В Ярославской области развито церковно-историческое краеведение: школьники участвуют в походах к святыням края, приводят в порядок исторические некрополи, расчищают святой колодец, а из найденных в нем предметов создали музей.

По итогам первого конкурса почти все кружковые общественные объединения школьников получили какие-то призы или грамоты. Я думаю, что во втором конкурсе деятельность таких объединений будет отмечена в еще большей степени.

Краеведение, особенно молодежное, нужно возрождаемому государству, обществу, семье, школе. За ним – будущее.