Алена Козлова, заведующая архивом НИПЦ «Мемориал», член Оргкомитета школьного конкурса. Оформление конкурсных работ

В нашем архиве хранятся документы по истории ГУЛАГа, и участники конкурса могут получить информацию о своих земляках, о лагерях и многом-многом другом. Все школьные работы, присланные на первый конкурс, составляют отдельный фонд, который хранится в «Мемориале». В базу данных мы заносим всю информацию с титульного листа конкурсной работы. Именно поэтому очень важно правильно его оформить. (Поскольку некоторые работы приходили без указания автора, мы даже не могли послать в регионы благодарность автору, учителю-руководителю и школам.)

На титульном листе должны быть четко обозначены: фамилия, имя и отчество автора, название работы, домашний адрес, школа, класс, фамилия, имя и отчество научного руководителя, адрес школы, контактный телефон.

Обращаю ваше внимание на то, что надо учить школьников читать документы. (Это особенно важно, если самого человека уже нет.) Дети часто считают, что самый яркий документ – справка о реабилитации, или письмо из лагеря, или свидетельство о смерти, и не обращают внимания на другие документы. Между тем, каждый документ может напомнить забытые детали, натолкнуть человека, у которого берут интервью, на дополнительный рассказ. Например, почему поменялось отчество – и вдруг выясняется длинная история об усыновлении, об аресте отца...

Часто школьники обращаются к одиноким или бездетным людям; в таких случаях особенно необходимо собирать и сохранять документы. Иногда люди сами говорят: у нас это пропадет. Если в вашем городе есть отделение «Мемориала», приносите эти документы туда. Если принимает государственный архив, сдавайте туда. Если нет – присылайте нам, мы сохраним, а вы будете уверены, что эти документы не пропадут.

Документы нас интересуют самые разные, потому что жизнь человека складывается не только из репрессий. Жизнь, ее условия – это история страны, поэтому документы, касающиеся различных сторон жизни человека, очень интересны и для вас, и для нас, и для исследователей.

Как обращаться с документами из личных архивов.

Документ – это сокровище. Железнодорожный билет, по которому человек ехал из лагеря, телеграмма, которую он послал родителям – «еду, встречайте», я уж не говорю о лагерных письмах, – все это уникальные источники. К ним надо относиться, как принято в музее. Сразу найти для них место, чтобы не пропали. Ни в коем случае никуда их не наклеивать. Документ должен лежать не на свету, не согнутым, без скрепок. Если он ветхий, надо положить в отдельный конверт, переложив папиросной бумагой. Нельзя дописывать стершиеся строки, подчеркивать что-то в тексте, ставить галочки на полях. Если не виден текст, надо расшифровать его, переписать и работать с копией. Не обрезайте фотографии, не обводите интересующее вас лицо, подписи на обороте фотографии следует делать простым мягким карандашом.

Не прилагайте к конкурсным работам подлинных документов, если только не хотите их нам отдать. Если вы сделаете ксерокс, это никак не скажется на оценке вашей работы. Можно переписать от руки. То же относится и к фотографиям: не надо их приклеивать, пусть лучше будет плохой ксероксный экземпляр. При оценке работы главное для нас – содержание и анализ источника.

Список источников и литературы.

Мы говорим об историческом исследовании, а не просто о сочинении. Такая работа должна быть основана на источниках. В первой части списка указывают архивные материалы: архив, название и номер фонда, номера описи, дела, листа. Вторая часть – список литературы. Здесь должна быть перечислена (с соблюдением правил библиографического описания) вся использованная, а не только цитируемая литература. Цитаты надо заключать в кавычки – ведь эксперты и члены жюри знают очень многие источники и видят, где цитата (если они не увидят кавычек, то у них может сложиться впечатление, что вы присвоили себе чужое размышление). Необходимо правильно оформлять сноски. Тогда работа будет выглядеть грамотно, будет понятно, что и как человек использовал, и эксперт более благожелательно отнесется к такому труду. Тема не играет никакой роли в оценке работы.

Очень продуктивна коллективная форма работы. Но тогда нужно четкое описание роли каждого. Мы приветствуем участие наставника, но оно не должно заключаться в том, чтобы вы правили язык или вообще каким-то образом направляли автора. Это тонкая вещь – помочь выбрать тему, какие-то векторы, рекомендовать литературу. Быть корректором, но ни в коем случае – не редактором. Свободная форма дает возможность любому ребенку, независимо от материального положения, принять участие в конкурсе.