«КонфОП – Новая волна»

Итак, подведены итоги. Конкурс завершен – конкурс продолжается. Нам очень нравится эта затея. Мы надеемся, что участники конкурса – не все, но наверняка многие – не утратят интереса к истории и не перестанут размышлять о месте человека в историческом процессе.

Пожалуй, впервые «Мемориалу» удалось найти столь удачную форму работы с молодежью, хотя попытки предпринимались многократно в разных регионах.

Отрадно и то, что идея стала тиражироваться: во многих регионах России и в ближнем зарубежье теперь проводятся аналогичные местные конкурсы.

За последние два года мы многое узнали о работе учителей-энтузиастов из самых разных уголков страны, об аналогичных проектах других общественных организаций. Это было очень интересно и заставило нас задуматься о проблемах исторического просвещения (которые не решить одними только конкурсами).

Участников наших конкурсов оказалось очень много – гораздо больше, чем мы ожидали. Но из каждого отдельного города приходит не так уж много работ. Участники – это прежде всего те школьники, которые и раньше интересовались историей; конкурс только помог проявиться этому интересу. Талантливых, ярких работ гораздо больше, чем призов у жюри.

В известной степени конкурс (как всякое соревнование) усиливает интерес к истории и у тех, кто в нем не участвует. Но конкурс и все, что вокруг него происходит, – это только подспорье в работе учителей и энтузиастов-общественников.

Главная задача исторического просвещения сегодня состоит не в том, чтобы заставить школьников вместо старых готовых схем заучивать новые, и тем более не в том, чтобы менять местами героев и негодяев, святых и грешников.

Активную гражданскую позицию нельзя вызубрить; зубрежка – пусть самых расчудесных концепций – приводит лишь к фанатизму.

Задача в том, чтобы научить – если не всех, то многих – различать факт и интерпретацию, выслушивать разные точки зрения и с учетом их вырабатывать собственное мнение.

История более других наук дает опыт сопоставления трактовок, дает материал для анализа и исследования. Именно поэтому столь важен опыт тех школ, где создаются краеведческие кружки и дискуссионные исторические клубы. Распутывая клубки мифов, сложившихся вокруг российской истории ХХ века на всех уровнях и во всех сферах, школьники получают бесценный опыт выработки независимого суждения.

Несколько материалов, помещенных в заключительном разделе нашего бюллетеня, показывают разные пути к одной цели – воспитанию у школьников самостоятельного мышления. Вовлечение учащихся в краеведческую работу, участие их в исследовательских конкурсах, организация летних школ и лагерей, ролевые игры, разные формы самообучения и взаимного обучения школьников – все эти возможности используются в разных регионах. Надеемся, что читатели бюллетеня расскажут нам и о других формах работы с детьми, и тогда один из следующих специальных номеров мы посвятим этой теме.

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) совместно с Межрегиональной общественной организацией содействия потребительскому образованию в течение двух лет реализует проект «Всероссийский правовой лагерь старшеклассников „КонфОП – Новая волна“».

В этом движении участвуют региональные молодежные общественные объединения и организации, расположенные на территории Российской Федерации, деятельность которых связана с организацией и развитием образования потребителя и потребительской культуры. В них могут входить школьники, студенты, педагоги и другие заинтересованные лица.

Движение способствует развитию потребительского образования и потребительской культуры путем интеграции региональных молодежных потребительских объединений и создания единого информационного пространства. В настоящее время в регионах ведется работа по:

– созданию клубов, секций, региональных центров потребительского образования и потребительской культуры;

– проведению семинаров, конференций, школьных, городских конкурсов и олимпиад;

– подготовке команд для участия во Всероссийском конкурсе по основам потребительских знаний как среди школьников, так и студентов;

– проведению профильно-оздоровительных лагерей;

– проведению и участию в телевизионных программах потребительской тематики;

– подготовке потребительской рубрики в местных печатных изданиях;

– подготовке статей о проведенных мероприятиях и акциях для журнала «Спрос» КонфОП;

– проведению «горячих линий», консультаций по защите прав потребителей, работа в общественных приемных (под наблюдением взрослых);

– просветительской деятельности; – передаче знаний своим друзьям, знакомым, родным через беседы, КВНы, агитспектакли, постановки, презентации в других школах, где не ведется потребительское образование;

– оказанию помощи учителям младших классов посредством внеклассной работы;

– привлечению в потребительское образование педагогов дополнительного образования для ведения его в клубах по месту жительства и в учреждениях дополнительного образования;

– организации взаимодействия со всеми структурами, имеющими отношение к потребительскому образованию.

С 14 по 28 июля 2001 года в поселке Солотча Рязанской обл. проводился второй Всероссийский правовой лагерь старшеклассников.

В работе лагеря приняли участие 100 учащихся и 20 преподавателей из Читы, Екатеринбурга, Челябинска, Дзержинска Нижегородской области, Воронежской области, Фролово Волгоградской области, Чебоксар, Пензы, Рязани, Рязанской области, Москвы, Московской области и Гродно Республики Беларусь. Впервые в этом году в мероприятиях движения «КонфОП – Новая волна» приняли участие учащиеся из Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал». Ребята вели активную работу и прекрасно влились в движение, тем самым продемонстрировав возможность и эффективность сотрудничества молодежных организаций.

В программу лагеря входили мероприятия как для ребят, так и для руководителей: мастер-классы по экономике и праву, экономическая игра, КВН, презентация проекта «Виртуальный остров», спортивно-оздоровительные игры, организационно-деятельностная игра «Выборы президента».

Цель, которую преследовали организаторы лагеря:

– развитие лидерских качеств у старшеклассников, представляющих команды-победительницы областных этапов конкурса, и формирование умений передавать свои знания окружающим;

– формирование активной социальной позиции школьников, развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

– повышение социально-психологической компетентности школьников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

– формирование знаний, умений и навыков, способствующих более полному пониманию и принятию идей гражданского общества;

– оздоровление детей;

– обмен опытом руководителей делегаций (преподавателей), создание методических материалов.

Лагерь получил высокую оценку у школьников, гостей, вожатых и местных жителей!