Рязань. Два года участия Рязанского «Мемориала» в Российском историческом конкурсе для старшеклассников. Наблюдения и выводы

Рязань – типичный российский провинциальный город, 25% населения которого составляют дети и учащаяся молодежь. В городе около полутора десятков вузов и 70 общеобразовательных школ.

Уже второй раз и в городе, и в области на выборах побеждают преимущественно коммунисты… Это накладывает отпечаток на взаимоотношения властей и правозащитных организаций. В сравнении с другими городами Центрального региона у нас довольно слабо развит «третий сектор»: общественных организаций, оказывающих влияние на формирование гражданского общества, очень мало. Среди активно работающих – Рязанское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»…

С 1997 года при рязанском «Мемориале» начало работать объединение для старшеклассников «Рязанская Школа прав человека». Задача Школы – просвещение и образование в сфере прав человека, привлечение внимания молодежи к вопросам построения правового государства и т.д.

Для привлечения и удержания молодежи нужна красивая и значимая идея.

Поэтому, когда Международный «Мемориал» оказал поддержку при участии в Российском историческом конкурсе для старшеклассников рязанскому «Мемориалу», мы с удовольствием согласились. Изучение и сохранение истории страны, рассказанной в судьбах людей ХХ века, – очень красивая идея. Стать участником процесса написания истории своей страны – хороший мотив привлечения к участию в конкурсе учащихся старших классов.

Мы поняли, что для привлечения школьников лучше обратиться к учителям. Многие из них сами ищут новые формы приобщения учащихся к истории. И мы обратились в Управление по делам образования, науки и молодежной политике, в Рязанский институт развития образования, к участникам методических семинаров историков и т.д. Важным этапом стало сотрудничество с организационным комитетом популярного в городе и области Конкурса-Фестиваля литературно-художественного детского творчества «Начало». На Всероссийский исторический конкурс был отправлен ряд работ членов секций «Исследовательская» и «Журналистская». В рамках сотрудничества мы договорились о проведении ряда семинаров по конкурсу для педагогов-наставников детских работ…

Как позитивный момент можно отметить также возможность непосредственной работы с потенциальными участниками на базе «Рязанской Школы прав человека» и на базе Рязанского Свободного лицея (негосударственного учебного заведения). Мы провели несколько тематических семинаров непосредственно для детей. Интересно наблюдать, как на протяжении двух лет у учеников Рязанского Свободного лицея меняется отношение к конкурсу (а это довольно сложный, «неформальный» контингент учащихся): в первый год на предложение участвовать откликнулись 2–3 человека, во втором конкурсе приняло участие уже около 20 человек, но это были в основном небольшие групповые работы-отписки «по просьбе учителя» (в общем, добровольные, но формальные)… В начале этого учебного года несколько человек сами изъявили желание участвовать в третьем конкурсе. Эта маленькая победа – результат двухгодичных усилий на конкретном «участке работы»… Теперь, по истечении двух лет, мы можем делать выводы и говорить, что дало рязанскому «Мемориалу» участие во всероссийском историческом конкурсе для старшеклассников.

Во-первых, историческая тематика стала «связкой» между двумя довольно автономными на первоначальном этапе подструктурами рязанского «Мемориала»: объединением школьников и студентов и основной (взрослой) группой. Сейчас те и другие не только знают друг друга, но и взаимодействуют между собой!

Во-вторых, конкурс содействовал расширению «контактной сферы» «Мемориала»: теперь мы работаем по мемориальской тематике не только с представителями Ассоциации жертв политических репрессий, работниками архивов, журналистами и т.п., но и со школьниками, студентами и педагогами.

В-третьих, по вопросам организации конкурса мы нашли общий язык с властями (Управлением по делам образования, науки и молодежной политике администрации области и города и др.). Хотя на первых порах при произнесении слова «Мемориал» у чиновников на лице появлялась гримаса.

В-четвертых, в процессе работы по пропаганде конкурса у нас наладились взаимоотношения с кафедрой общественных дисциплин Рязанского Института развития образования (РИРО). Сначала это были краткие выступления перед учителями истории и обществознания города с информацией о конкурсе, а теперь к ним прибавились еще занятия по правам человека и методикам их преподавания… Таким образом, у нас постепенно формируется наш учительский актив.

В-пятых, у нас укрепились связи с двумя главными библиотеками города: областной библиотекой им. Горького и областной детской библиотекой. Вот уже несколько лет «Мемориал» помогал формировать в областной библиотеке им. Горького специальный фонд. В областной детской библиотеке благодаря конкурсу теперь тоже стали появляться книги и журналы, передаваемые «Мемориалом». И еще, благодаря конкурсу, у этих библиотек появился еще и молодой читатель…

В-шестых, в Областном Государственном архиве появилась специальная полка с работами школьников! Решение о создании такого фонда было принято не сразу, а лишь через два года после нашего первого обращения. У работников архива в читальном зале в плане работы появилась строчка «Работа со старшеклассниками» (по Закону Рязанской области «Об архивах», попасть туда старшеклассникам очень сложно, самостоятельно – практически невозможно). Архивные работники стараются помочь детям, пришедшим для поиска материалов по конкурсу.

В-седьмых, у Российского независимого историко-просветительского журнала «Карта» значительно расширилась местная читательская аудитория.

В-восьмых, о рязанском «Мемориале» (а значит, и о Международном «Мемориале» вообще) благодаря распространению информации нашими представителями на различных встречах, семинарах, конференциях теперь знают в Липецке, Кинель-Черкассах (Самарской области), Новочеркасске, Ижевске, Саранске и т.д. Из этих регионов также были представлены работы на конкурс.

В-девятых (и это немаловажно!), появилась возможность стать координатором школьного конкурса – это материальная поддержка участников (бумага, копирование, печать фотографий, почтовые расходы и др.) и зарплата координатора. До этого проекта работа с «Рязанской Школой прав человека» осуществлялась только на волонтерских началах…

В-десятых, для меня и слушателей «Школы прав человека» конкурс дал возможность расширить контакты с представителями Международного «Мемориала». Детская группа в январе 2001 года гостила в Москве. В этом году слушатели Школы уже запланировали поездку в Международный «Мемориал».

Список «плюсов» можно было бы продолжить. И все-таки все написанное выше – не главное.

Главное то, что конкурс выполняет свою основную задачу: приобщение школьников к своей родной истории – горькой и радостной, но правдивой, «маленькой», но очень большой. Конкурс дает молодым людям старт для начала самостоятельной исследовательской работы, заставляет размышлять над сущностью и значением исторических событий в стране сквозь призму жизни близких или просто знакомых людей. У многих старшеклассников участие в конкурсе «…что-то меняет внутри» (слова одного из участников на подведении итогов второго конкурса).

И еще один важный факт: я и мои воспитанники гордимся тем, что мы – часть «Мемориала». Раньше, до участия в историческом конкурсе, я бы так сказать не решилась…

А это значит, что у «Мемориала» есть Дело (с большой буквы), Авторитет и Имя.

В заключение хочу сказать, что количество присланных от региона работ – важный, но не главный показатель в работе. Плюс-минус десять работ – не в этом суть. Работа имеет значение тогда, когда ребенок отнесся к ней искренне, по велению души, осмысленно, с желанием «написать свою страницу в исторической книге».

Пусть в таком случае в работе будет только 3-4 страницы, она имеет право быть.

Только в этом случае можно надеяться, что силы и средства, вложенные в молодежь, дадут ожидаемый результат.

Софья Иванова,
член Правления
рязанского «Мемориала»