Нальчик. Историко-краеведческий клуб в школе

Очень важно сегодня возродить в Российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, помочь формированию в молодом человеке гражданской активности и других социально значимых качеств.

Занятия историческим краеведением дают учащимся возможность обогатить себя знанием родного края и осознанно полюбить свою малую родину.

Гуманизация исторического образования предполагает активизацию школьного исторического краеведения и поворот в сторону более глубокого изучения современности. История человеческих судеб и человеческих деяний должна занять в краеведении подобающее место. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что в ней содержатся элементы исследования. Атмосфера постоянного поиска, радость сделанного тобой открытия способствуют развитию творческой инициативы учащихся, их самостоятельности.

Занимаясь сбором материалов о земляках, поисками памятников истории и их охраной, учащиеся имеют возможность делом доказать свою любовь к семье, ближним, дому, улице, городу, природе. Это способствует осознанию собственной значимости, сопричастности к делам школы, республики, своего народа. Происходит формирование национальной культуры учащихся.

Высшей формой внеклассной краеведческой работы в школе является историко-краеведческое общество (клуб).

В течение пяти лет клуб «Аяз» действует в средней школе № 19 города Нальчика. Имя ему в ходе конкурса дали сами дети. В переводе с балкарского аяз – это «ветерок, приносящий прохладу в жаркий летний день». Ребятам хотелось, чтобы клуб оживил их школьную жизнь, стал местом общения единомышленников. Клуб имеет свои девиз, устав, членские билеты, эмблему, гимн.

Работа клуба складывается из нескольких направлений: создание и наполнение школьного музея, ведение летописи школы; углубленное изучение истории родного города; проведение научных конференций, тематических брейн-рингов (с участием команд школ города); воссоздание музея А.Ю.Байсултанова, чье имя носит школа; поисковая работа.

Аязовцы разобрали школьный фотоархив, взяли интервью у учителей-ветеранов школы, собрали сведения о ее выпускниках, провели экскурсии по городу, сняли интересный видеоматериал о памятных местах Нальчика, оформили альбом «моя семья в годы Великой Отечественной войны», участвовали в брейн-рингах по истории города, установили связи с родственниками, односельчанами А.Ю.Байсултанова, опубликовали в газете «Миф» статьи к восьмидесятилетию героя, привели в порядок две могилы, на которых можно было еще прочесть надписи «Неизвестному солдату от комсомольцев Нальчика» и «Массовым жертвам фашизма», обратились через газету к жителям республики с просьбой рассказать об истории этих захоронений. В Центре документации новейшей истории КБР нам помогли найти фотографии церемонии захоронения, назвали людей, участвовавших в ней. Администрация города помогла установить надгробья. Узнав о нашем клубе, директор Центра предложила нам провести опрос бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, проживающих в Нальчике. Ребят учили проводить беседу, записывать и оформлять воспоминания.

В течение учебного года они прошли по 37 адресам, заполнили 26 анкет и записали воспоминания 26 человек. Затем мы получили адреса бывших узников концлагерей, проживающих в городе Прохладном. Прошли по 25 адресам, записали воспоминания, заполнили анкеты.

В прошлом году члены клуба познакомились с С.В.Турчиной, председателем республиканской организации, объединяющей политических репрессированных, которая предложила нам принять участие в сборе материалов для Книги памяти. Мы к этому времени уже начали опрос балкарцев, переживших депортацию, оформляя их воспоминания в специальный альбом. Мы решили собирать сведения о репрессированных работниках народного образования.

Круг наших друзей все время расширяется. Недавно мы познакомились с настоятелем католического прихода в городе Нальчике отцом Коном, его помощниками и прихожанами. Они помогли нам с поездками в город Прохладный. Выяснилось, что в поселке Благовещенка проживают поляки, пострадавшие в довоенные годы за свои религиозные убеждения. Нам показали Книгу памяти, рассказывающую о людях католического вероисповедания, репрессированных в 1930–1940 годах. В ближайшее время состоится наша встреча с жителями поселка.

В новом учебном году мы планируем принять участие в волонтерском движении. Ведь члены Ассоциации политрепрессированных в основном преклонного возраста, инвалиды, нуждающиеся в помощи и заботе.

В этом году в «Аязе» первый выпуск. Окончили школу ребята, которые с 7–8-го класса занимались в клубе. Историками станут единицы. Но уверена, что заряд оптимизма, полученный в клубе, интерес к большому делу, свою причастность к которому они ощутили, будучи еще школьниками, сохранится надолго. И чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а увлеченной совместной деятельностью, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.

Ирина Золотарева, учительница истории средней школы № 19 Нальчик, Кабардино-Балкария