Молодежный центр прав человека и правовой культуры


По поводу названия

Название Центра, бывает, вводит кое-кого в заблуждение. Думают, что это молодежная группа, которая защищает права молодежи. Приходится разъяснять, что ни молодежными проблемами, ни правозащитой деятельностью в традиционном понимании мы не занимаемся. Хотя наши сотрудники действительно молоды, в работе могут участвовать люди любого возраста. Наша организация – это просветительский центр, который известен прежде всего своими оригинальными учебными курсами по правам человека, учебными пособиями и просветительскими программами для детей и взрослых.


Вчера и сегодня

Начиналось все, в самом деле, с молодежной группы в московском «Мемориале». Группа студентов, учителей, старшеклассников пришла к идее обучения школьников правам человека. Выяснилось, что учебных материалов по правам человека на русском языке, особенно для детей, нет. Мы начали придумывать необычные уроки в форме игр и дискуссий. Идея была проста: сделать так, чтобы было интересно самим – может быть, это окажется интересно и другим. Расчет оказался верным. Школьникам оказались близки и понятны сюжеты и содержание занятий, придуманных людьми ненамного их старше; учителя были чрезвычайно рады знакомству с активными методами обучения – практически неизвестными в то время рядовому советскому педагогу. Членов общественных организаций в регионах приглашали поделиться опытом. В общем, «спрос» на эту работу оказался чрезвычайно высок. Требовались занятия и пособия, не похожие на традиционные советские идеологические курсы, но подготовленные профессионально. Так сложилась система работы авторов из Молодежного центра в сотрудничестве с известными экспертами и с партнерами во многих регионах России.

Сегодня учитель найдет в Центре все, что нужно для преподавания курса прав человека в школе, – комплект пособий для ученика и педагога, систему обучения учителей, систему консультирования и снабжения новинками литературы, разнообразную практическую помощь. Члены общественных организаций проходят у нас курс обучения методам просветительской работы по правам человека. И, разумеется, партнеры из НПО тоже пользуются нашими консультациями, информационными рассылками и т.д. Есть чрезвычайно интересный опыт работы с организациями инвалидов, с библиотекарями. Все больше сотрудничаем с вузами. Развивается совместная работа с журналистами. Были (и, похоже, будут) совместные проекты с зарубежными коллегами. Всего у нас существует около 20 рабочих программ, здесь мы рассмотрим лишь некоторые направления.


Как создаются учебные пособия

Итак, постепенно отдельные игры и активные методики переросли в оригинальный последовательный курс «Права человека». В 1998 году он прошел экспертизу в Министерстве образования РФ и рекомендован школам в качестве экспериментального.

И наш опыт, и опыт наших российских и зарубежных коллег свидетельствует о том, что права человека для детей и молодежи – это вначале не юридическая дисциплина, а предмет этико-философского плана. Надо начинать с ознакомления с понятиями и принципами естественных прав человека, принципами уважения человеческого достоинства. Это происходит в процессе активного обучения – игр, дискуссий, творческих заданий, и только на последующих стадиях возможно ознакомление с принципами теории права и основами законодательства.

На этапе собственно правового обучения мы считаем необходимым рассмотрение реальных проблем и конкретных нарушений прав человека, не избегая критики действующего законодательства и административной практики. В ином случае ученики воспринимают идеи прав человека как лицемерие. В отличие от многих существующих курсов мы не избегаем, а порой, можно сказать, провоцируем обсуждение и осмысление «горячих» тем, таких, как свобода слова, свобода совести, альтернативная гражданская служба, паспортная система и т.д. Одна из возможных причин, по которым актуальные для нашей страны темы остаются за рамками обществоведческих и правовых курсов, – на наш взгляд, то, что курсы эти представляют собой некие сборники алгоритмов – делай то-то и то-то, не делай того-то и того-то и будешь хорошим гражданином своего государства. У школьников создается впечатление, будто существуют готовые рецепты для выхода из конфликтных ситуаций – их просто нужно записать в тетрадь и заучить на всю последующую жизнь. Учитель, затрагивающий спорные темы, неумолимо сталкивается с необходимостью признать отсутствие решения по большинству из них на сегодняшний день. Кроме того, окажется, что далеко не все его ученики придерживаются одной точки зрения, и вряд ли можно будет определить правых и неправых, не нарушив к тому же присущие каждому человеку и гарантированные Конституцией права на свободу убеждений и свободное выражение своего мнения.

Работая над учебными пособиями для школьников, мы отказались от идеи создания учебника, так как самый талантливый учебник – это все-таки монолог авторов, в лучшем случае излагающих разные точки зрения на проблему. Мы хотели дать возможность учащимся познакомиться с разными точками зрения на изучаемые проблемы, сопоставить отличающиеся друг от друга мнения и факты, выработать свою позицию по различным вопросам, касающимся прав человека. Традиционно учебные хрестоматии по правовым дисциплинам строятся как сборники юридических документов или текстов назидательного характера. В серии книг, подготовленной нами, скомпонованы тексты различных жанров, например: тексты, представляющие классическую и современную философскую мысль; художественная проза (мировая и русская классика, а также сказки, фантастика, приключения, книги о жизни школьников и т.п.); классическая и современная поэзия, авторская песня; басни, притчи, анекдоты, афоризмы; публицистика. Пособие построено не по хронологическому принципу, отражающему историю возникновения и развития идей прав человека, а по тематическому. Каждой теме программы соответствует раздел пособия. Композиция раздела определяется внутренней логикой темы и учебно-методическими задачами каждого урока. Одни тексты предназначены для постановки проблемы, активизации интереса учащихся и актуализации имеющихся у них знаний. Другие – раскрывают разные аспекты проблемы, «сталкивают» противоположные мнения. Есть тексты-обобщения, тексты-«провокации», тексты-«мостики» к дальнейшей самостоятельной работе. Композиция включает вопросы и задания разных типов и уровней сложности, авторские комментарии.

Мы были приятно удивлены, узнав, что эти пробные издания вызывают огромный интерес не только у детей, но и у взрослых. Несколько раз нам предлагали убрать с обложки слова «6–8-й классы» и заменить формулировки вопросов «спросите у родителей» на «спросите у начальника» – и тогда книга будет пригодна для работы со взрослыми. Не только учителя и студенты, но самые разные взрослые люди говорили, что это чрезвычайно увлекательное чтение.

В создании, апробации и оценке всех наших материалов объединились усилия авторов из Молодежного центра, наших коллег из разных городов страны (это школьники, студенты, активисты НПО, учителя) и экспертов – правозащитников, юристов, психологов, экономистов и т.д.

Обычно наша работа строится по следующей схеме. Сотрудники и добровольцы Молодежного центра намечают первоначальные варианты занятий или учебных тем, консультируясь с экспертами. Затем докладывают концепцию темы на совещании участников проекта. Часто при этом они обращаются ко всем с просьбой о помощи в подборе материала, в разработке заданий. Так что уже на этом этапе работа становится коллективной. Открытость этого процесса для всех желающих дает возможность готовить оригинальные, нешаблонные разработки. Затем мы рассылаем нашим коллегам из разных регионов эти материалы, и они проводят занятия «на живых детях». Нам присылают замечания, рекомендации, свои варианты занятий. В некоторых случаях мы публикуем эти варианты в наших итоговых изданиях.

Эксперты проверяют корректность готовящихся материалов с точки зрения теории прав человека, социальных наук, педагогических требований и т.д.

На учебных семинарах с различными типами аудитории мы обсуждаем эти разработки и только после этого делаем пробное издание ( для привлечения более широкого круга учителей к этой работе).

Снова рассылаем его всем желающим для экспериментальной проверки, а экспертам – для оценки.

Членам «Мемориала», вероятно, встречались первые подобные «рабочие» публикации – это «Ролевые игры в преподавании прав человека» (1995), «Преподавание прав человека в 5–9-м классах» (1997), серия «Права человека. Книга для чтения». Теперь на этой основе подготовлено и издано 2-томное пособие для учителя и готовится издание 6-томной серии пособий для ученика. Также предварительным вариантом была серия рабочих материалов для учителя «Нетерпимость и враждебность в российском обществе». На этой основе готовится комплект пособий к учебному курсу по толерантности.

Таким образом, получается, что процесс создания материалов занимает не один год. (Педагоги знают, что на создание нового школьного курса обычно уходит 10–15 лет.) На «широкие учительские массы» мы выходим только с многократно проверенными материалами. Тех же принципов мы придерживаемся при подготовке материалов для «взрослой» аудитории.


Обучение учителей. Сотрудничество с учителями в регионах

Когда существует такой необычный (по содержанию и по форме) учебный курс, должна быть и система подготовки учителей, которые способны с ним работать.

От проведения разовых семинаров для учителей и выступлений на конференциях мы переходим к цельной системе переподготовки учителей, а также подготовки студентов-педагогов к просветительской работе по правам человека. За эти годы проведено более 100 семинаров в разных городах и регионах России. В обучении учителей мы придерживаемся тех же принципов: активные методы обучения, эмоциональное вовлечение слушателя в тему, серьезный анализ наиболее острых, актуальных проблем. Кроме того, практика показала, что преподаватель нуждается на первых порах в регулярных консультациях и разнообразной помощи. Так образовалась служба «кураторов» – активистов, которые ведут переписку с партнерами, дают им советы, подбирают материал по индивидуальным заказам. Кстати, посылки от нас для многих (а может, и большинства) учителей в регионах оказываются единственным источником материалов для преподавания и для подготовки к занятиям.

Говоря с учениками и коллегами о человеческом достоинстве, свободе выбора, уважении мнения другого, невозможно стилем работы демонстрировать обратное. Сотрудничающие с нами сами выбирают удобные для них формы работы.

Во множестве городов коллеги преподают наш курс «Права человека» в школах. Учителя ведут наблюдения на занятиях, присылают нам рекомендации по развитию курса.

Часто наши разработки используются для систематического изучения прав человека на факультативных занятиях, в кружках.

Интереснейшая форма работы – занятия по курсу «Права человека» на базе детских библиотек. Например, этим занимаются наши партнеры в Новочеркасске и Пскове. В отличие от преподавания, ведущегося в школьных стенах, выбор тем, количество и продолжительность встреч носят более неформальный характер и напрямую зависят от интереса школьников, их готовности воспринимать непривычный, незнакомый материал. И такой интерес, несомненно, есть. Об этом свидетельствует и то, что сегодня наши коллеги проводят занятия по правам человека не только для юных читателей, но и для их родителей, бабушек и дедушек. В Пскове на базе городской детской библиотеки создан Информационный центр по правам ребенка.

Программа нашего курса и учебные пособия используются в работе детских и молодежных клубов при общественных организациях (например, в Калининграде, в Нижнем Тагиле и др.).

Наши разработки используются при проведении летних правовых лагерей для школьников и студентов (Самара, Саратов, Рязань, Воронеж и др.).

С самого начала мы были ориентированы на то, что участники наших семинаров и курсов от работы под нашим детальным руководством перейдут к самостоятельным проектам, а группы учителей-энтузиастов создадут свои организации.

И действительно, в ходе наших проектов были основаны многие региональные просветительские программы. Например, с 1996 года в Самаре педагогический клуб «Радуга» проводит массовые внешкольные программы правового просвещения детей. За основу самарцы взяли наши разработки, приспособив их к системе работы в детских лагерях, клубах, Домах творчества.

Познакомившись с нашими разработками 1995–1997 годов, сотрудники пермского «Мемориала» основали просветительский проект и активно работают в уральском регионе. Они предложили свой вариант курса «Права человека», успешно показав, что наши разработки пригодны не только для средней школы, но и для старшеклассников. В этом году по аналогии с нашей серией «Книг для чтения» подготовлена очень качественная книга для старших классов. Мы рекомендуем и рассылаем нашим партнерам литературу, подготовленную и изданную пермским Центром поддержки демократических инициатив, однако наше сотрудничество этим не ограничивается. Мы принимаем участие в семинарах для учителей, организованных пермскими коллегами, в качестве тренеров и экспертов. Ольга Погонина, проводившая занятия по нашему курсу «Права человека» в пермской школе, один из ведущих авторов пермских учебных пособий, теперь работает в Молодежном центре прав человека.

В Калуге группа учителей, участников наших проектов с 1997 года, зарегистрировала в этом году свою некоммерческую просветительскую организацию «Исток» и получила грант на собственный проект. Это работа с учителями сельских школ Калужской области и студентами колледжей.


Работа с общественными организациями. Просветительская сеть

Учителю, который начинает сотрудничать с нами, как правило, приходилось затрачивать много сил на овладение знаниями по теории прав человека. Зато методику преподавания он «схватывает на лету». Иное дело – правозащитники и активисты различных общественных организаций. О современных методах преподавания они ничего не знают. Занятия могут получиться скучными, малоэффективными. К тому же иногда выявляются пробелы и в правовой подготовке. Постепенно стало ясно, что активистам НПО нужно специально учиться методам просветительской работы в сфере прав человека. Так возникла программа обучения руководителей региональных просветительских групп. Ее участниками стали члены НПО, ориентированные на просветительскую работу, юристы, библиотекари, журналисты и, конечно, лидеры учительских групп, работающих с нами. Это очно- заочный курс, рассчитанный на год. Выпускники первого учебного курса образовали сеть просветительских групп и работают в тесном сотрудничестве. Теперь они могут лучше использовать сильные стороны своей профессиональной подготовки. Мы надеемся, что сможем продолжить обучение следующих потоков участников. Заявок много. Как всегда, все зависит от финансирования.

Важный компонент работы этой сети – бюллетень «Права человека: Преподавание, Просвещение, Информация». Редакция бюллетеня, первоначально состоявшая только из москвичей, постепенно становится межрегиональной. Растет популярность бюллетеня.

Порядок работы по всем программам максимально приспособлен для участия и взаимодействия людей из разных регионов. Сейчас в нашей базе более 400 постоянных партнеров из 170 городов России и СНГ.


«Сопутствующая тематика»

Когда несколько лет назад начал формироваться наш курс, одной из первых тем в нем оказалась тема «Терпимость к различиям, толерантность». Тогда это казалось странным для правового курса. Теперь эта тема становится «модной», что не снимает многих проблем. В частности, не хватает детального анализа наиболее острых форм нетерпимости, практических разработок для преподавателей. В прошлом году мы провели межрегиональную программу «Нетерпимость и враждебность в российском обществе», в ходе которой подготовили и опубликовали серию рабочих материалов для учителя. В этих материалах рассматриваются антизападные и антикавказские настроения, социальная рознь, религиозная рознь, антисемитизм. Анализируются социально-экономические, психологические, исторические и т.п. корни нетерпимости. Даны пробные варианты разработок для уроков. Теперь мы готовим учебные пособия к спецкурсу для старших классов. Назначение курса – воспитание у школьников старших классов способности критически оценивать сообщения СМИ и иные тексты, распознавать явную и скрытую ксенофобию в текстах и сообщениях, а также в повседневной жизни; развитие способности противостоять нетерпимости и враждебности.

Сейчас мы пришли к необходимости особого рассмотрения темы тоталитаризма. Несмотря на внимание к ней историков, философов, политологов и т.д., здесь остаются «белые пятна» с педагогической точки зрения.

Наши просветительские проекты дают богатейший материал для наблюдений и исследований. Постоянно ведется экспертиза материалов – как наших собственных, так и подготовленных в других организациях. Теперь для систематизации этой работы мы основали Научно-методический центр «Гуманист». Новый Центр также призван решать некоторые специфические задачи в контакте с научными, административными структурами, государственными образовательными программами и т.п. Название центра отражает нашу ориентацию на гуманистическую философию и педагогику, нашу поддержку международного гуманистического движения.


Предостережения для новых партнеров

Проблема «разовых акций». Обычный импульс начинающего: «Хорошо бы пойти в школу, рассказать детям о правах человека» или «Давайте организуем семинар!» Приходится постоянно объяснять коллегам, что разовый визит в школу может навредить детям. Узнайте, как ведется преподавание общественных дисциплин, каковы взгляды учителей. Настраивайтесь на длительную, терпеливую работу. То же самое – в работе со взрослыми. Мы могли многократно убедиться, что кпд «разового» семинара невелик, как ни хороша его программа и как бы ни были довольны слушатели. Поэтому мы вынуждены отклонять приглашения провести такое «разовое» мероприятие. Семинар должен быть компонентом длительной программы. Слушатели не должны быть случайными людьми, присланными «по разнарядке». После семинара участников надо «вести», помогать им реализовать полученные знания.


Проблема качества материалов

Литературы по праву, учебных пособий (типа «Граждановедение»), где затрагивается тема прав человека, сейчас издается много. Некоторые издания подготовлены при финансовом содействии зарубежных фондов. Тем не менее, экспертиза показывает, что некорректное освещение тематики прав человека – массовая «болезнь». В качестве заведомо надежных источников можно назвать лишь крупнейшие правозащитные организации. Приходится предупреждать: не думайте, что участие в работе дипломированного правоведа или иного академического специалиста обеспечит вам хороший материал. Формальные знания международных документов могут сочетаться с жизненными установками, которые противоречат философии прав человека. И в работе это проявится.

Что предлагаем молодым людям?

Для большинства новичков самым интересным оказывается участие в подготовке новых материалов. Можно предлагать литературные и житейские примеры по теме, участвовать в разработке сценариев учебных игр, в подборе различных иллюстративных материалов и т.п. Замечания новичков, их «свежий взгляд» – хорошая помощь разработчикам.

Молодые авторы весьма удачливы в разработке оригинальных заданий, над ними не довлеют педагогические и идеологические стереотипы.

К примеру, Александр Острогорский, сейчас – студент 3-го курса РГГУ, участвует в работе Молодежного центра с 12 лет. Старшеклассником Шура проводил занятия для младших. Еще будучи сам ребенком с точки зрения закона (в 17 лет), он подготовил для «Книги для чтения» темы «Права ребенка» и «Запрет рабства», а также разработал систему уроков по правам ребенка, включенную в книгу для учителя. Люба Коровина в 6–9-м классах обучалась на нашем факультативном курсе «Права человека». Сейчас она – ученица 11-го класса юридического лицея – не только активно участвует в работе по проекту «Противостояние образу врага», но и проводит занятия по курсу «Права человека» для своих одноклассников.

Некоторые предпочитают участие в экспериментальном или регулярном преподавании. Главным образом, это дипломированные педагоги, но иногда просто энтузиасты – члены общественных организаций, а также студенты и даже школьники. Кстати, наши игровые методики позволяют учителю работать в разновозрастных группах. В частности, учитель может привлекать старшеклассников в качестве помощников при проведении уроков с младшими. Иногда эти помощники переходят к самостоятельной работе. Например, в г. Дзержинске возникла группа «Прошка» (Правовое обучение школьников). Старшеклассники проводили занятия по нашей методике в младших классах. Сейчас они – студенты-педагоги, продолжают преподавать права человека детям.

В процессе создания новых материалов, разработки просветительских программ приходится работать на стыке философии, права, психологии и педагогики, искусствознания и культурологии, социологии, политологии и т.д. Наиболее интересным это оказывается для студентов гуманитарных специальностей, хотя и не только для них.

Работа, привлекающая всех, – создание аудиовидеотеки к нашему курсу, подготовка материалов для выставок и иллюстраций. Можно участвовать в предварительной экспертизе создаваемых материалов. После перерыва возобновляется интернет-проект. Заядлым «интернетчикам» найдется работа. Кое-кто предпочитает сбор и систематизацию информации, работу с базой данных. Регулярно требуется организаторская работа (подготовка семинаров, изданий, различных акций и программ), практическая помощь и т.д. Есть работа для переводчиков. И наконец, всегда найдется дело для желающих вести занятия – в школах, клубах, в общественных организациях, в детских летних лагерях и т.д.

Со своей стороны, Молодежный центр старается обеспечить скорейшее обучение новичков. Для этого периодически устраиваются циклы учебных семинаров. Есть программа стажировок. Хотя наблюдения показывают, что все зависит не от формального обучения, а от того, как скоро человек найдет себе дело по душе. Не все становятся нашими активными сотрудниками. Многим трудно сочетать учебу или работу с участием в деятельности Молодежного центра, но они стараются помогать по мере возможности. Мы очень благодарны этим ребятам.

Молодежный центр приглашает всех присоединиться к этой интересной, творческой работе. Мы рады всем возможностям сотрудничества с общественными и педагогическими организациями, со специалистами, школьниками и студентами.

В наших планах – разработка разнообразных учебных и популярных материалов для взрослых; особая программа для журналистов; продолжение семинаров и стажировок для учителей, студентов и активистов общественных организаций. Все эти программы открыты для участия людей любого возраста и профессии, для жителей любого региона России и СНГ.

Лучше всего связываться с нами по электронной почте:

ycenter@online.ru

Посетите нашу страничку
в интернете: www.ycentre.org

 

Всеволод Луховицкий,
председатель Совета Центра
Елена Русакова,
исполнительный директор Центра
Ольга Трифонова, сотрудник Центра