О конкурсе писали...

Юные времяведы

Школьники изучают историю

Когда в 1999 году проводился Всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия – XX век», его организаторы – Общество «Мемориал», Совет по краеведению Российской Академии образования, кафедра региональной истории и краеведения, Центр устной истории РГГУ – вряд ли предполагали, как много школьников в стране не просто интересуются прошлым страны, но и готовы проводить собственные исследования в этой области. Качество и количество письменных работ, присланных на конкурс, позволили издать серьезный сборник из 28 лучших сочинений. Два из них написаны уральцами – Всеволодом Иоффе из Лесного (учится сейчас на историка) и Валентиной Руденко из Верхней Пышмы.

В четверг Валентина приехала в библиотеку главы Екатеринбурга вручить эти сборники и почетные грамоты ребятам, чьи исследования отмечены во втором конкурсе, который становится ежегодным. И снова количество участников превысило ожидания организаторов – 106 человек только по Свердловской области. В просторном зале библиотеки собрались далеко не все, но свободного места не было. Ребята приехали из Кушвы, Нижнего Тагила, Ревды, Березовского. Некоторые из них участвуют во второй раз.

Антон Каптелов,
«На смену», 7 июня 2001 года

Связь поколений

30 мая в библиотеке главы города Екатеринбурга состоялась церемония награждения участников второго Всероссийского конкурса для старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век».

На ней же был представлен сборник работ победителей первого конкурса (1999/2000). Сборник выпущен в Москве, в него вошли 28 исследований, два из которых написаны школьниками из Свердловской области. Сейчас готовится к выпуску второй сборник исследований старшеклассников.

Чтобы отметить работу юных исследователей, свои номинации учредили и региональные организации: благотворительный Фонд Института истории и археологии УрО РАН, Свердловский региональный общественный фонд «Технология успеха», издательство «Пакрус».

По мнению активистов Общества «Мемориал», курировавшего ход конкурса в Свердловской области, работа над конкурсным исследованием станет для всех участников нравственным уроком. Ведь основная цель конкурса – связь поколений.

«Вечерний Екатеринбург»,
30 мая 2001 года

Знать прошлое – предвидеть будущее

В успехе школьников, конечно же, есть большая заслуга их наставников. В 2000 году под руководством Николая Ивановича Полосина, учителя истории школы № 31, работала большая группа ребят. Именно его ученики Павел Полосин и Андрей Вьюговский написали работу, особо отмеченную жюри конкурса. Его ученицы Яна Утвина и Мария Сучкова рассказывали о судьбе Пензенского собора Петра и Павла, заложенного в 1797 году и разрушенного в 1934 году. <…> С огромным энтузиазмом отнеслись к исследовательской работе ученики Веры Вениаминовны Кораблиной, учительницы истории из 65-й средней школы Пензы. В историческом клубе «Камелот» каждый может поднять интересующие его проблемы, и они будут обсуждаться на равных. <…> С большим интересом работали ребята из села Степановка Бессоновского района под руководством своих учителей – краеведа, учителя истории, директора школы Виктора Евгеньевича Малтязева и учительницы русского языка и литературы.

Татьяна Алфертьева,

«Новая биржевая газета»,

Пенза, 26 апреля 2001 года

Сережа останется в истории

Десятиклассник Сережа Волков из Чистополя стал победителем Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников. <…> Представленное им сочинение «История памятника борцам за установление Советской власти в Чистополе» – это, по существу, фундаментальное исследование (на 20 с лишним страницах!) об истории родного города, его людях. Как заметил академик Шмидт, вручая Сереже диплом и ценный подарок – компьютер, за такую работу можно бы и ученую степень кандидата присуждать. Победителя тепло поздравил заместитель полпреда Республики Татарстан в РФ Рустам Шахмуратов.

Информационное агентство

«Татинфо», 3 мая 2001 года

История России
глазами детей

Первомайские праздники группа новочеркасских школьников встречала в Москве. Не простая тяга к перемене мест и созерцанию столичных достопримечательностей позвала их в дорогу. Все эти ребята, семь девчонок и мальчишек из разных классов 6-й средней школы, несколько месяцев были объединены общим серьезным делом: занимались поисково-исследовательской работой в рамках Всероссийского исторического конкурса для школьников…

В.Виноградова,
«Новочеркасская неделя»,
16 мая 2001 года

Школьная микроистория

Конкурс оказался не только интересен для самих участников, но и действительно важен для историографии: зачастую его участники записывали рассказы своих прабабушек о событиях, письменных источников о которых просто не существует. Они записали историю раскулачивания, коллективизации и голода «из первых рук». Кроме того, по их работам можно увидеть, какие события сыграли наиболее значительную роль в истории разных регионов (а практически все они были представлены на конкурсе). По материалам первого школьного конкурса был издан сборник лучших работ. Жанровое и тематическое разнообразие работ удивительно и занимательно – вполне квалифицированные научные исследования (о соловецком театре 20-х годов, например), историко-социологические этюды («Социальный портрет раскулаченного»), краеведческие заметки, воссоздающие «черты жизни и быта» рабочих и сельских поселков середины ХХ века, этнографические очерки (о сибирских немцах и вепсах), религиозные жития и, наконец, – абсолютно частные семейные саги. Именно эти последние – наиболее интересны и информативны и придают, казалось бы, штатному просветительскому проекту вполне серьезный смысл и очевидную ценность.

Информационный канал ПолитРУ www.polit.ru,
3 мая 2001 года

Из маленьких кирпичиков рождается большое здание

Работа учащихся петрозаводской школы-интерната № 23 для слепых и слабовидящих детей была отмечена на Всероссийском историческом конкурсе для старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». Большая история складывается из маленьких кирпичиков жизни малоизвестных тружеников, а не только выдающихся личностей, – пришли к выводу петрозаводские школьники. <…> В этом году ученицы продолжат свою исследовательскую деятельность и намерены принять участие в следующем этапе конкурса.

Н.Никифорова,
«ТВР-панорама»,

Республика Карелия,
Петрозаводск,
13 марта 2001 года

Историческая память создается подростками

Я не думаю, что Ольга Попова из города Ухты станет историком. Но есть все основания полагать, что она может стать истинной гражданкой России, не равнодушной к тому, что происходит в ее стране. Именно в выявлении и воспитании неравнодушных граждан мне видится не заявленная, но реализованная цель конкурса «Человек в истории».

З.Светова, «Новые известия»,

Москва, 19 июня 2001 года

Впечатления недели

На днях мне довелось прочитать сочинения школьников, с разных концов страны они присылали их на конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век». До чего интересно было узнать их восприятие нашей войны, колхозной жизни, быта недавних лет. Это вдумчивые, самостоятельные, неожиданные оценки прошлого, они убеждают, что все, что происходит, – не забывается.

Даниил Гранин, «Общая газета»,

Москва , 19–25 апреля 2001 года

 

3 мая на сцене Государственного академического Центрального театра кукол им. С.В.Образцова награждали победителей второго Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век». Лауреатам конкурса вручили дипломы 1-й (четыре), 2-й (семь) и 3-й (тридцать) степеней, а также ценные призы и сувениры. Два специальных приза (поездка в Германию, где соберутся победители исторических конкурсов стран Европы) завоевали Филипп Абрютин и Михаил Хрущев.

«РИА-новости», 3 мая 2001 года