Научно-практический семинар. Размышления о конкурсе 2001 года

В Оргкомитет конкурса часто приходят письма от учителей, раздаются звонки. Один из типичных вопросов, который интересует многих, – о чем писать? Можно ли писать о памятнике архитектуры, о монументе? Можно ли писать о своих родителях, если их жизнь на первый взгляд не выглядит интересной? Множество вопросов касаются проблемы доступа к источникам: как попасть сельскому школьнику в областную библиотеку, имеет ли право тот же школьник работать в государственном архиве.

Так как возникшие проблемы показались нам интересными, мы решили провести научно-практический семинар для наставников конкурсных работ. На этом семинаре, который проходил в Подмосковье с 3 по 7 ноября 2000 года, были подняты и другие вопросы, для ответа на которые потребовалось время.

Собранные в этом разделе нашего бюллетеня материалы призваны помочь участникам очередного конкурса и их наставникам в подготовке конкурсных работ.

 

...В экспедициях 1998–2000 гг., в которых автор принимал участие, исследовались один из старейших районов золотодобычи в Кузбассе и места расположения лагерных отделений Севкузбасслага, а также выяснялось, какова современная ситуация на севере Кузбасса… В ходе экспедиции собран большой фактический материал, записаны воспоминания старожилов и репрессированных, создана видеотека, сняты фильмы...

Антон Шалагин, Кемеровская обл., г. Анжеро-Судженск, 10-й класс.
«Научно-практическая экспедиция по северу Кузбасса (июль 2000 г.)»

 

...История родной мне Нижней Туры полна тайн и загадок, разрешить которые очень сложно. Одна из самых неизученных страниц истории Нижней Туры – более чем полуторавековое существование комплекса зданий, известных под именем «Новый завод». Функции этого своеобразного городка, по моим подсчетам, менялись пять или шесть раз. Историю новозаводского комплекса неоднократно затрагивали исследователи, но по каким-то причинам многие существенные факты были утеряны и упущены. Здесь, я полагаю, не вина историков, а отражение того времени, когда не все можно было сказать, не все можно было узнать… В своей работе я попытаюсь обобщить во многом противоречивые источники, сделать выводы и выдвинуть гипотезы...

Даниил Сергеев, Свердловская обл., г. Нижняя Тура, 11-й класс.
«Метаморфозы Нового завода»

 

...Наша семейная традиция – частые переезды в поисках лучшей доли. Менялось все: дома, квартиры, люди, пейзажи за окном. Уходили старые вещи и появлялись новые. Жизнь вещей в ХХ веке коротенькая. Вещи отчуждены от человека. Все меньше тех вещей… Бабушка, мама, мои дядья и тети, а теперь я хранили и храним одну-единственную фотографию. Она – всегда на стене, небольшая. Сюжет прост, обычен. Женщина и девочка. Мать и дочь. От них веет таким доброжелательством, красотой, достоинством, добросердечием, что глаз не отведешь. Для нашей семьи она была более значима, чем Джоконда или Монна Лиза для любителей искусства.

Анастасия Галка (Саратовская обл., г. Пугачев, 2-й курс гидромелиоративного техникума).
«История фотографии»