Евростори:

ч т о э т о т а к о е ?

Идея объединить усилия историков, ищущих новые формы и подходы преподавания и изучения европейской истории, возникла несколько лет назад. Естественно, что это совпало и с трансформационными процессами в Европе, с общей идеей глобализации, созданием Евросоюза, той новой ролью, которую стали играть в Европе бывшие социалистические страны, а также новые государства, возникшие в результате распада советской империи.

Стало совершенно очевидно, что в этой новой реальности история, ее осознание и преподавание могут стать очень важным способом для создания мультикультурного пространства и климата толерантности. С другой стороны, именно к квазиисторическим мифам апеллировали те, кто разжигал межэтнические и религиозные конфликты.

Координатором этого большого проекта выступил фонд Кёрбера в ФРГ, учредители которого одни из первых в Европе более 25 лет назад осознали необходимость новых подходов в преподавания истории. Именно в фонде Кёрбера возникла идея проводить исторические конкурсы, именно тогда стало понятно, как приобщить школьников к изучению истории именно через самостоятельную исследовательскую работу.

Раньше других в рамках немецкого конкурса была выдвинута идея вывести на первый план прежде всего локальную, малую историю, то есть сделать все для того, чтобы школьники разглядели в судьбах и сюжетах, близких им, связь с большой историей. В связи с этим возникло и другое ключевое для этих новых подходов слово – история повседневности.

Идея фонда Кёрбера организовать европейскую сеть была поддержана ЕВРОКЛИО – Европейской ассоциацией учителей истории, основанной в 1993 году в Голландии.

Постепенно идею фонда Кёрбера начало поддерживать все большее количество стран и, конечно, прежде всего тех, где такая форма вовлечения школьников в близкую историю, как участие в конкурсе, оказалась невероятно действенной и привлекательной. Исторические конкурсы стали проводить Белоруссия и Болгария, Польша и Румыния, Россия, Словения, Украина, Турция, Норвегия и др.

Возникла идея проведения совместных международных летних школ с победителями национальных конкурсов, совместных семинаров для учителей и наставников (тьюторов), общей Интернет-страницы.

Прежде чем в Потсдаме в мае 2001 года был выработан и принят ряд документов, образовавших Устав сети «Евростори» – Хартия «Евростори», было проведено несколько предварительных рабочих встреч. Во встрече приняли участие 13 национальных конкурсов. Тогда же конкурс «Мемориала» «Человек в истории. Россия – ХХ век» также стал членом «Евростори».

В августе 2001 года победители российского конкурса впервые приняли участие в международной «Летней школе» победителей исторических конкурсов, которая работала в Гамбурге.