Хартия «Евростори»

Европейское видение истории

«ЕВРОСТОРИ» – это сеть организаций, которые проводят конкурсы научно-исследовательских работ среди молодежи европейских стран.

Мы – основатели, члены сети и все, кто поддерживает «ЕВРОСТОРИ», – выработали общие принципы. Они изложены в Хартии, которой мы должны руководствоваться в нашей работе. Наша Хартия адресована также всем людям, работающим в сфере образования, науки, культуры, экономики и политики европейских стран.

1. Европейский подход к истории разных стран

Мы живем в постоянно изменяющемся мире, и это требует нового понимания истории. Идеологические разногласия в Европе ХХ века исчезают. Люди становятся все более мобильными. Расширяется обмен в сфере культуры и экономики. Революция в области информационных технологий облегчает общение между людьми, живущими в разных странах.

Наша концепция европейской истории не направлена против истории любой другой части света. Европейская история несомненно шире истории Европейского союза и вбирает в себя изучение более широкого круга вопросов по истории Европейского континента.

Мы считаем, что Европа должна стать не только объектом исследования в настоящем, но также создать новые перспективы для исторических исследований в будущем.

Европейский подход учитывает местный, региональный, национальный и общемировой уровни.

Европейский подход должен помочь «навести мосты» не только между народами и регионами, но и между мужчинами и женщинами, социальными, политическими, этническими или религиозными группами.

Европейский подход подталкивает нас к поиску дополнительных идей, источников, точек зрения, к борьбе с предрассудками, связанными с такими вопросами, как:

наследие и прогресс;
отношения между соседями;
идентичность групп, меньшинств и крупных общностей;
социальные, культурные и экономические конфликты;
колониальное прошлое;
политические, идеологические и религиозные движения;
формы централизации и регионализации;
процессы объединения и разделения;
войны, конфликты, победы и поражения.

Кроме того, мы должны научиться видеть новые проблемы, возникающие в связи с нашими общими европейскими задачами, особенно в таких областях, как:
права человека и гражданские права;
отношения полов и поколений;
миграция;
повседневная жизнь;
экономика и технология;
окружающая среда;
многообразие и изменчивость культур;
взаимоотношения между конфессиями.

Европейский подход требует, чтобы мы учитывали влияние наших концепций на других людей. Это поможет избежать ложного чувства превосходства, враждебности, непонимания, беспочвенных теорий «мирового заговора». Однако бережное обращение с историей не означает, что мы вправе скрывать какие-либо факты по чисто идеологическим причинам.

2. Критерии европейского подхода

Подходы к истории могут быть различны:

академический;
просветительский;
нравственный;
правовой или судебный;
политический;
эстетический.

В зависимости от задач каждый из этих подходов имеет свою собственную логику, и их не следует смешивать.

Существуют профессиональные стандарты в области исследовательской работы, создания текстов или преподавания истории, принципиально важные для нашего европейского подхода и для понимания друг друга.

История не тождественна прошлому. Это выборочное воссоздание прошлого и трактовка событий.

Обоснованное воссоздание и трактовка должны опираться на многообразие источников. При использовании источников необходимо учитывать различия между традицией, историческими памятниками, устной историей и документами, понимать значимость всех источников в воссоздании прошлого. Источники не существуют сами по себе, они имеют смысл лишь в определенном контексте.

Принципы и методы, применяемые в работе с историческими материалами, должны быть прозрачными и последовательными. Это:

ясная постановка вопроса;
критическое использование эмпирических данных;
учет уровня знаний, ментальности и ценностей изучаемого исторического периода;
оценка значимости проблемы для настоящего времени.

Основой европейского подхода является множественность точек зрения, зависящих от национальности, религии, социального положения, возраста, пола человека. При нашем подходе к истории, кроме профессиональных критериев, необходимо осознание личной связи с темой.

3. Миссия «ЕВРОСТОРИ»

С помощью конкурсов мы стремимся сформировать и развить европейский подход к истории, использовать его в работах по истории, для обучения этому предмету и в научных исследованиях.

Развитие у молодежи критического мышления и способности воспринимать различные точки зрения будет содействовать взаимопониманию между людьми, принадлежащими к разным культурам, диалогу в Европе поверх границ и, следовательно, – мирной совместной жизни. Кроме этого, занятия историей помогут молодежи развить чувство ответственности, будут способствовать ее активному участию в жизни своих сообществ. Таким образом, новое понимание прошлого является одним из способов активной интеграции в современный мир. Это также один из путей подготовки молодежи к решению сложных задач ХХI века.

«ЕВРОСТОРИ» стремится развивать понимание и сотрудничество между отдельными людьми, группами и народами не только в Европе, но и во всем мире. Формирование такой общеевропейской сети может стать шагом на пути к глобализации. Европа и европейцы должны участвовать в общемировом процессе и содействовать ему. Именно на это направлена ХАРТИЯ «ЕВРОСТОРИ».