«Использовать – любить – убить»


К о н к у р с ш к о л ь н ы х р а б о т п о н е м е ц к о й и с т о р и и
н а п р е м и ю п р е з и д е н т а Ф Р Г

Раз в два года гамбургский фонд Кёрбера совместно с президентом ФРГ объявляет школьный конкурс по немецкой истории. Цель конкурса – побудить молодых людей в возрасте до 21 года заняться местной, локальной историей (той, что начинается «у порога собственного дома»), опрашивая свидетелей или изучая местные архивы.

Участники конкурсов, часто руководимые учителем, выбирают для своих исследований определенную тему, связанную с местной историей. Для них становится очевидным, что исторические события оставили свои следы всюду – как в огромных метрополиях, так и в маленьких деревнях. Мемориальные знаки и памятники, которые они видят каждый день по дороге в школу, фотографии из семейных альбомов или письма из семейных архивов – все становится отправными пунктами для путешествия в прошлое. Молодые исследователи задают вопросы очевидцам исторических событий. Что происходило в Германии в годы национал-социализма? Как вели себя местные жители во время июньского восстания в ГДР в 1953 году? Какое значение имело студенческое движение 1968 года для этих мест? Таким образом, место, где живут участники конкурса, их соседи, их родители, их бабушки и дедушки, становится частью истории.

Принцип немецкого школьного конкурса – учись, исследуя. Поэтому конкурсанты работают в архивах, опрашивают экспертов и местных политиков, посылают запросы в разного рода учреждения, проводят опросы на улицах и беседуют с очевидцами. Так история становится для молодых людей живой, так пробуждается их интерес к историческим и политическим взаимосвязям. Поэтому тот, кто один раз прислал свою работу на конкурс, часто вновь становится его участником.

Школьный исторический конкурс существует уже 30 лет. Он был учрежден в 1973 году тогдашним президентом ФРГ Густавом Хейнеманом и гамбургским промышленником Куртом Кёрбером. За это время в конкурсе приняли участие 90 тысяч школьников в возрасте от 8 лет до 21 года. Всего было прислано 18 тысяч работ, посвященных таким темам, как «Повседневность при национал-социализме» (конкурс 1980–1981 годов), «У окружающей среды есть своя история» (конкурс 1986–1987 годов), «Восставать, действовать, изменять. Протест в истории» (конкурс 1998–1999 годов), и многим другим.

Часто начатая школьниками работа вырастала в более обширный проект; это могла быть организация вечера памяти, кампания по переименованию улицы и т.п.

Тема конкурса 2000–2001 годов – «Использовать–любить–убить. Животные в нашей истории». Конечно, это несколько необычная тема с точки зрения исторической науки, однако школьники отреагировали на нее очень живо и активно занялись исследовательской работой. В результате в конкурсе приняли участие 7000 авторов, приславших 1655 работ. По широте охвата это третий результат с 1973 года.

Нынешние дискуссии в Германии, посвященные эпидемиям скота или выведению агрессивных (так называемых бойцовских) пород собак, дали толчок для написания многочисленных работ об опасных животных, о содержании животных, об эпидемиях животных в прошлые эпохи. Тематический спектр оказался очень широким. Это и использование животных в хозяйственной сфере, и использование лошадей и собак на войне, и конфликты, связанные с охотой, и изображение животных в символике (от гербов до логотипов фирм).

Участники конкурса прислали очень впечатляющие работы, посвященные тому, как изменялось отношение людей к животным. В прежние времена животных использовали либо в пищу, либо как рабочую скотину, либо как сторожей и надсмотрщиков. Отношение к ним человека было связано с тем, насколько эффективно можно было их использовать. Животные жили вместе с людьми или находились в специальных загонах и помещениях, в зверинцах или на пастбищах. Человек и животное зависели друг от друга.

Сегодня животные для нас либо всего лишь «продукты», хранящиеся в морозильной камере или лежащие на тарелке, либо они настолько очеловечиваются людьми, что становятся для них заменой семьи и близкого человека.

Результаты своих исследований школьники присылали в виде сочинений, театральных пьес на CD-rom’ах и видео. Теперь конкурсанты ждут результатов работы экспертов и жюри. В середине октября президент ФРГ пригласит лауреатов и особо отличившихся участников для награждения в Берлин. Победителям будут вручены 350 денежных премий. Они также примут участие в семинарах, которые будут проводиться внутри страны или за границей.

Ирина Щербакова