Польша. История рядом

Польская молодежь все активнее вовлекается в процесс осмысления истории своей страны. При поддержке фонда им. Стефана Батория конкурсы исторических работ для учащихся начиная с 1996 года проводил Центр «Карта».

Темой самого первого конкурса 1996/97 года стала «Польская повседневность 1945–1956». Авторам работ предстояло увидеть действительность послевоенной Польши не с идеологической или политической точек зрения, а сквозь призму повседневной жизни. Важно было найти ответ на вопрос, повлиял ли сталинизм и если да, то как именно, на самые разные сферы человеческой жизни? Как он коснулся дома, семьи, работы, науки, отразился ли на общении, воспитании детей, на развлечениях и увлечениях, как затронул социальную и политическую активность. На страницах присланных работ можно было найти силуэты не только творцов и противников системы, но и самых обычных людей, которые жили «в», «помимо», а временами и «вопреки» новой действительности.

На конкурс была прислана 731 работа. Это были фильмы и радиорепортажи, коллажи, составленные из документов и фотографий, обработанные интервью и дневниковые записи, монографии и мультимедийные презентации. Рассказы родственников, знакомых и соседей, хроника, фотографии, судебные документы, письма, сотни всевозможных документов... Необычайная широта и разнообразие тематики, биографии отдельных людей, истории целых городов, церковных приходов, школ, театров, судьбы Церкви...

В финале конкурса были отмечены 58 индивидуальных и коллективных работ (158 учащихся и 6 учителей).

Следующий конкурс (1997/98) предлагал участникам исследовать тему «Гражданин и власть 1956–1980». Ставилась задача воссоздать атмосферу соответствующей эпохи – периода «развитого социализма» в Польше. Для поляков это было время хотя и лишенное драматизма предшествующих лет, но, тем не менее, пронизанное чувством бессилия и апатии, необходимостью приспосабливаться к системе обязательных правил, которые все чаще вызывали несогласие и сопротивление. Ощущение конфликта с властью могло быть вызвано не только при встрече с секретарем партийной ячейки, директором или милиционером, но и при столкновении буквально с кем угодно – с рядовым служащим, с дворником, продавцом в магазине или с официантом.

В 430 работах рассматривались конфликты между власть имущими и народом в переломные для общества моменты (кризисы 1968, 1976, 1979, 1980 годов). Описывались эпизоды борьбы, которую вели священники и местные сообщества за строительство костела, за то, чтобы в школьном классе висело Распятие, или же воссоздавались конфликтные ситуации, возникавшие в связи со строительством дома, или во время первомайской демонстрации, или просто в очереди в магазине... Множество сцен, мнений, оценок, 110 награжденных за 56 лучших работ и 12 отмеченных учителей.

В 1998/99 году конкурсантам предлагалось выбрать и описать события минувшего столетия, наиболее значимые для их сообщества – города, деревни, семьи, друзей или соседей. Наиболее значимые, потому что ощутимо повлияли на судьбы близких людей и сохранились в памяти вне зависимости от их роли в макроистории, определяющей судьбы государств или взаимоотношения народов. Тема конкурса – «Самые важные события в истории моего окружения. Свидетели и свидетельства».

789 работ сложились в необычную панораму тем хотя и знакомых по страницам учебников, но представших в их локальных и малоизвестных «провинциальных» вариантах.

Многие работы были выполнены как мультимедийные презентации или видеофильмы. В финале 150 учащихся получили денежные и вещевые призы, 97 человек получили в награду книги, отмечена работа 7 учителей.

Начиная с 1999 года конкурс «Близкая история» стал частью созданной гамбургским фондом Кёрбера международной сети исторических конкурсов для молодежи во всех частях Европы, объединенной идеей обучения через собственный опыт, получаемый в результате самостоятельной исследовательской работы. Сейчас в эту сеть входят Германия, Польша, Украина, Турция, Россия, Белоруссия, Болгария, Румыния, Словения, Норвегия, Уэльс.

Конкурс 1999/2000 года – «Семья в вихре истории».

Рассказы о семье, семейные предания и хроники являются специфической формой отражения хода исторических событий. Иногда судьба «первичной ячейки общества» хранит в себе генетический код целой эпохи.

Какой была в минувшем столетии судьба семьи, попавшей под колеса истории? Конкурсанты должны были выделить в прошлом семьи (не обязательно своей собственной) те моменты, в которые она становилась значащим участником и свидетелем исторических событий.

На этот конкурс было подано рекордное число работ – 1027. В них прослеживались судьбы семей на протяжении всего ХХ века: от революции 1905 года до наших дней. А некоторые исторические экскурсы реконструировали вековую историю рода.

Материалы конкурса составили обширное собрание свидетельств и документов и прежде всего уникальных, когда-то великолепных фотографий из семейных альбомов. 127 человек (авторы 89 индивидуальных и коллективных работ) получили премии, 29 учащихся отмечены книгами. Награждены также 10 учителей.

Конкурсная тема 2000/01 года – «Труд в ПНР: для себя, для общества, для системы?».

Чем был труд во времена ПНР: в деревне и в городе, для интеллигенции и для рабочих, для старшего поколения, помнящего довоенную Польшу, и в опыте молодых, ежедневно ощущающих конфронтацию семейных традиций и школьных нотаций с действительностью фабрик и учреждений. Каково было отношение к работе и каковы были ее плоды?

1945–1989 годы – это период напряженных усилий целых поколений и в то же время огромного расточительства. Годы, наполненные трудом, но одновременно исполненные пренебрежения к его результатам. Труд многим давал возможность осуществиться, придавал смысл жизни и в то же время был источником ощущения абсурдности и даже орудием насилия. Профессиональные амбиции, стремление достичь наилучших результатов часто порождали серьезные нравственные проблемы. Труд давал средства к существованию семьи, возможность удовлетворить творческие потребности человека, был нужен и местному сообществу, и обществу в целом, но в то же время его использовали для поддержания навязанной системы власти. Труд был не только источником и формой реализации внутренней свободы, но и орудием принуждения.

Конкурс завершился награждением победителей, которое проходило в самом большом и красивом зале Королевского Замка в Варшаве. Призеры были приглашены вместе со своими учителями. В церемонии приняли участие известные историки, журналисты, представители общественных организаций.

Конкурс получил широкий общественный резонанс. Многие работы были опубликованы в местной и зарубежной прессе. А одна из молодежных телевизионных программ на первом канале Польского общественного телевидения начала делать передачи об участниках конкурса.

Весьма актуально звучит тема конкурса, объявленного на 2001/02 год, – «Чужие среди своих – опыт ХХ века». Каждая общность идентифицирует себя, проводя границу между «мы» и «они», «свои» и «чужие». Это касается и национальных, и религиозных, и культурных общностей.

Ощущение этнических, языковых или культурных отличий не должно приводить к нетерпимости или враждебности, не говоря уже о насилии и преступлении. Сейчас мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, что люди в чем-то одном различные оказываются близкими в другом. Различные по этническому или религиозному признаку, они принадлежат к одной и той же культуре, являются гражданами одного и того же государства. А в демократических государствах все граждане независимо от различий между ними наделены равными правами.

ХХ век вписал в историю трагические страницы, связанные с массовыми вспышками ненависти к «чужим»: другим народам, другим социальным классам, людям, исповедующим другие религии, а также и к инакомыслящим.

Тоталитарные системы прошлого века мобилизовывали массы против «иных», которых называли врагами и которых следовало физически или социально уничтожать. Преступления против людей, на которых лежала печать «инаковости», на долгие десятилетия отяготили память и совесть.

Участники конкурса этого года на основе опыта той социальной общности, к которой они принадлежат – города, деревни, семьи, круга друзей или соседей, – должны попытаться исследовать и описать отношения с меньшинствами – национальными, религиозными или культурными, – рассказать о том, что в этом опыте было хорошим, а что плохим, что обогащало, а что разрушало, что было нормой повседневной жизни в общении с иными в культурном отношении людьми, а что было источником драматических проблем. Мы хотим, чтобы в результате конкурсанты углубили свои знания о прежней Польше, гораздо более разнородной, чем та, в которой они живут сейчас.

Материалы сайта
www.karta.org.pl

пересказала Лариса Бахурина