Хроника введения АГС в России

С проблемами реформирования армии тесно связан вопрос о введении в России института альтернативной гражданской службы. Отметим, что о соотношении этих вопросов высказывались разные мнения. Есть сторонники отмены призыва, выступающие против введения АГС, существует и прямо противоположная точка зрения. В последнее время многие склоняются к тому, что альтенативную гражданскую службу нужно рассматривать как меру переходного периода на пути к профессиональной армии. Очевидно, что недавние подвижки в вопросах проведения реформы военной организации требуют и переосмысления места и роли АГС.

И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Деяния святых апостолов (5–38)

В России о праве на альтернативную гражданскую службу (АГС) заговорили еще в конце 80-х годов. Причем мнения высказывались диаметрально противоположные: от немедленного введения института альтернативной службы до полного ее отрицания, что совершенно неудивительно, так как сознание значительной части российского общества до сих пор остается сверхмилитаризованным. Право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской формально было закреплено в принятой всенародным голосованием (12 декабря 1993 года) Конституции РФ, но в течение вот уже почти десятка лет законодатели не могут определиться в главном: чем же должна быть АГС в России – наказанием инакомыслящих или инструментом решения социальных вопросов. Между тем гражданская служба нужна России сегодня не только как альтернатива военной, но и как способ решения многих проблем здравоохранения и социальной сферы, как форма социализации молодежи, наконец, как один из реальных путей построения гражданского общества. В настоящее время сотни молодых людей отказываются служить в армии по убеждениям. Они избирают нелегкий путь, поскольку гораздо проще купить липовую медицинскую справку о состоянии здоровья или «закосить» от армии, как это делают ежегодно около 15% призывников. В отличие от уклонистов, которые идут на нарушение закона, «АГСники» добиваются защиты своего права в суде. Решающую роль в поддержке этих юношей играет сообщество неправительственных некоммерческих организаций – так называемый «третий сектор», сформировавшийся в России за последнее десятилетие. Некоммерческие организации со времени своего возникновения оперативно откликаются на проблемы, возникающие в обществе. Так, появились и оформились многие правозащитные, экологические, женские, переселенческие организации. Правовой конфликт, порожденный в свое время отсутствием Федерального закона «Об АГС», также привел к появлению довольно широкого общественного движения по защите конституционных прав юношей, претендующих на АГС. Инициаторами этого движения стали такие известные общественные организации, как Комитеты солдатских матерей России и Антимилитаристская радикальная ассоциация. Долгое время основным направлением их деятельности была индивидуальная работа с «АГСниками» на местах – защита их прав в судах, помощь консультациями и т.д., а также организация лоббистских кампаний против принятия репрессивных законопроектов «Об АГС».

Однако значительные успехи этой деятельности вызвали в российском обществе распространение мнения о том, что на АГС претендуют только уклонисты, а правозащитники занимаются тем, что «отмазывают» их от армии. Между тем, борьба правозащитных организаций за введение демократической АГС в России всегда преследовала две основные цели, ради достижения которых создан и действует весь общественный сектор России: защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения. Работа по достижению только одной из них действительно могла привести к дискредитации самой идеи АГС. Во второй половине 90-х годов некоторые юноши в ответ на обвинения работников военкоматов в уклонении стали добровольно устраиваться на работу санитарами в больницы, работниками в учреждения социальной сферы. Ряд общественных организаций поддержал эту инициативу (например, Нижегородская миротворческая группа, архангельская общественная организация «Дом 28», петрозаводская общественная организация «Пацифист»). В 1996 году в Москве состоялся семинар по АГС. Его организовали трое немецких юношей, работавших в то время в Москве в гуманитарно-благотворительном центре «Сострадание» по уходу за пожилыми людьми – жертвами сталинских репрессий (эта работа засчитывалась им в Германии как прохождение АГС). На этом семинаре общественности была представлена немецкая модель прохождения АГС на социально значимых объектах гражданской сферы. С осени 1998 года ряд российских общественных организаций (в Архангельске, Астрахани, Москве, Нижнем Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге) начал реализацию проектов (поддержанных фондом «Социальное партнерство»), целью которых являлось предоставление возможности молодым людям, заявляющим свое право на альтернативную гражданскую службу, проверить силу своих убеждений, работая добровольцами в различных общественных и социальных организациях «прямой помощи», содействуя тем самым положительным преобразованиям в жизни местного сообщества. С каждым годом к этому движению подключается все больше общественных организаций и молодых людей, претендующих на АГС. В настоящий момент более 50 общественных организаций из 30 регионов России ведут активную работу по «проблеме АГС»: оказывают правовую помощь юношам, претендующим на АГС, защищают их в судах, организуют добровольные службы для таких юношей в различных общественно значимых сферах деятельности – социальной, экологической и др., занимаются просветительской работой среди призывников и школьников и т.д. Важнейшей частью их деятельности остается также поддержка демократического законопроекта и экспертный анализ представленных законопроектов. В 2001 году ситуация с введением АГС в России претерпела кардинальные изменения. Военные чиновники впервые открыто выступили со своей концепцией АГС. Неспешное течение законотворческой процедуры по поиску компромиссного законопроекта (на основе законопроекта, внесенного в Думу депутатом Ю.А.Рыбаковым весной 2000 года), который смог бы удовлетворить и военных, и демократически настроенных депутатов, было резко нарушено. В апреле ряд генералов из Комитета по обороне ГД внесли законопроект (так называемый законопроект Николаева), многие положения которого вызывают оторопь. При изучении этого законопроекта создается впечатление, что основным мотивом при его разработке было создание дополнительных трудностей как в поступлении на АГС, так и в ее прохождении. Естественно, не альтернативной службы как таковой боится Минобороны, а военной реформы вообще и отмены принудительного призыва. Военные боятся, что если ввести «хорошую» альтернативную гражданскую службу – то кто пойдет на военную? Поэтому в «военном» законопроекте Николаева заложен принцип максимального уравнивания АГС со службой по призыву по «суммарным тяготам». Срок службы установлен 4 года – в два раза превышающий срок военной службы. Снимается большинство отсрочек от военной службы – по уходу за ребенком до 3 лет, за пожилыми родителями и др. А экстерриториальный принцип прохождения АГС вопреки экономической целесообразности преследует цель ухудшить положение «альтернативщика». В основном юноши будут занимать штатные должности социальных работников, санитаров и т.д. с окладами в 300–500 р. Как на эти деньги они смогут прожить вдали от семьи на казенной квартире 4 года? В этой ситуации дезавуируется единственная положительная черта законопроекта Николаева – сохранение альтернативщикам права на получение заочного или вечернего образования. Правительство полностью поддержало законопроект «военных» и особо экстерриториальный принцип с формулировкой о недопустимости использования «трудовых ресурсов» в «местнических интересах». Создается впечатление, что, по мысли государственных чиновников, АГС в России в начале XXI века должна стать подобием трудовых армий Троцкого. Угроза принятия милитаристской концепции АГС резко активизировала действия общественных организаций.

В июне 2001 года депутатом В.О.Семеновым (СПС), в противовес репрессивному, «николаевскому» законопроекту, был внесен очень либеральный законопроект, поддержанный всеми общественными организациями, участниками движения. Две концепции альтернативной службы, существующие в российском обществе, материализовались в эти два законопроекта. В течение 2001 года во многих регионах России (Нижнем Новгороде, Москве, Пензе, Туле, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Дзержинске, Екатеринбурге, Владимире и других городах) прошли «круглые столы», посвященные проблеме введения АГС. Общественные организации, проводившие эти мероприятия, демонстрировали местной власти свои наработки, предлагали конкретные механизмы организации труда «АГСников» на местах, доказывали преимущества демократической концепции АГС для регионов. В октябре 2001 года в Нижнем Новгороде впервые в России была организована АГС. Это большой успех всего общественного движения и яркий результат многолетних усилий Нижегородской миротворческой группы. Именно такую модель АГС – демократическую, призванную решать социально значимые задачи – мы все поддерживаем. Еще одним противодействием милитаристскому давлению стало продолжение и активизация общественной кампании за введение демократической АГС и блокирование репрессивных законопроектов. Очередной этап этой кампании был начат в конце октября 2001 года по инициативе Центра развития демократии и прав человека и ГБЦ «Сострадание». В рамках Гражданского форума, прошедшего 21–22 ноября в Москве, состоялся «круглый стол» «Проблемы введения АГС в России». Все общественные организации, присутствовавшие на «круглом столе», поддержали инициативу Нижнего Новгорода и приняли обращение к правительству РФ с предложением «о создании постоянно действующей переговорной площадки по проблемам введения АГС в России, в рамках которой взаимодействовали бы представители всех заинтересованных органов власти и общественных организаций».

18–20 января 2002 года в Подмосковье состоялась национальная конференция общественных организаций России, на которой присутствовали представители 42 общественных организаций из 25 регионов России. На конференции было принято решение о создании Коалиции общественных объединений «За демократическую АГС». Цель создания Коалиции – координация действий общественных организаций по поддержке демократического закона. Кроме того, процесс введения закона «Об АГС» потребует (в перспективе) пристального внимания общественных организаций к действиям властей. Кроме защиты прав юношей, претендующих на АГС или проходящих ее (в будущем), и содействия местным органам власти в деле организации общественно-полезной АГС, общественные организации, по мнению присутствовавших на конференции, обязаны взять на себя бремя подготовки допризывников к прохождению АГС в так называемых «школах гражданской службы», где они могли бы получить знания о своих правах и обязанностях, проверить на практике свои способности к работе в социальной и иных сферах. Долговременную цель Коалиции мы видим в создании сети общественных региональных центров, ведущих работу по проблеме АГС. Процесс формирования Коалиции продолжается и в настоящий момент. Список организаций, вошедших в Коалицию, размещен на сайте: http://ags.demokratia.ru. Активные действия общественных организаций принесли свои плоды.

29 января 2002 года на заседании правительства РФ начальник Генштаба ВС РФ Квашнин представил еще один, четвертый, законопроект «Об АГС». Проект содержал настолько одиозные положения даже по сравнению с «николаевским» вариантом, что против него единым фронтом выступили демократически настроенные депутаты ГД и общественные организации из только что созданной Коалиции. Несомненным успехом этих лоббистских усилий стало отклонение представленного законопроекта прямо на заседании Кабинета министров. Эта сенсация (такое произошло всего второй раз в новейшей истории России) вызвала в центральной прессе настоящий шквал публикаций, посвященных АГС, что, в свою очередь, привело к всплеску интереса всего общества к данной проблеме. 14 февраля измененный законопроект был принят правительством (уже без некоторых одиозных положений, об например обязательной экстерриториальности при прохождении службы). В проект введено право на получение заочного или вечернего образования во время прохождения службы. Но эти изменения не смогли исправить законопроект, оставшийся по-прежнему не вполне соответсвующим Конституции и дискриминационным, так как разрабатывался он в недрах Генштаба, без каких-либо консультаций с гражданскими специалистами. Единственным положительным моментом явилась передача законопроекта из Министерства обороны в введение гражданского министерства – Министерства труда и социального развития. 5 марта 2002 года генерал Николаев отозвал свой законопроект. Он внес его почти год назад для блокирования рассмотрения Думой законопроекта Рыбакова, дав, тем самым, коллегам из Генштаба возможность подготовить свой вариант законопроекта для внесения его в правительство. Если учесть, что нынешняя Дума со стопроцентной вероятностью принимает любой законопроект, предлагаемый правительством, то генштабовский вариант в своем первоначальном виде (и с сохранением руководящих позиций за Минобороны) мог бы быть принят Думой в первом чтении уже в марте сего года, не вмешайся в это государственное дело общественность. Генерал Николаев провел (вольно или невольно) блестящую тактическую операцию, которая могла бы сделать честь любому выпускнику Генштаба Вооруженных Сил Российской Федерации, будь она проведена против действительного врага России. 7 марта правительство РФ по итогам прошедшего Гражданского форума приняло постановление, согласно которому Министерству труда и социального развития поручалось создание совместно с представителями общественных организаций рабочей группы по проблеме введения АГС в России. Первое заседание этой группы состоялось 30 апреля. В ее состав вошли представители Коалиции «За демократическую АГС», Министерства труда, Министерства обороны, депутаты Государственной Думы, эксперты научных и общественных организаций. Первое чтение по законопроектам «Об АГС» состоялись в думе 17 апреля. Как и ожидалось, за основу для подготовки второго чтения, был принят правительственный законопроект. У нас – общественных организаций, входящих в Коалицию – остается шанс (используя созданную рабочую группу) исправить этот законопроект во втором чтении, внеся максимально возможное число поправок через демократически настроенных депутатов, ряд региональных законодательных собраний и правительство. Остается надежда, что нынешние российские исполнительная и законодательная власти окажутся мудрее царских и не станут загонять в угол нарождающееся чистое и нравственное движение российской молодежи, желающей служить своему Отечеству на «гражданке» и без оружия в руках. Такие попытки властей в российской истории всегда плохо кончались.

Сергей КРИВЕНКО, сотрудник центра «Сострадание» (Москва), секретарь Коалиции «За демократическую АГС»

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.