26 февраля правительство внесло в Думу проект Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». Тянувшаяся (и тормозившаяся) более 12 лет работа стремительно завершается. Законопроект, внесенный правительством, разработан в Генштабе, в Главном организационно-мобилизационном управлении, отвечающем за призыв. Готовили его те, кто в силу своих должностных обязанностей не заинтересован в сокращении направляемого в войска контингента. Общественная коалиция «За демократическую альтернативную гражданскую службу», достучавшись до первых лиц правительства – Валентины Матвиенко и Ильи Клебанова, – смогла остановить подготовленный к внесению проект и добиться того, что первоначальный вариант был возвращен на краткосрочную, но серьезную доработку. В результате было исправлено несколько достаточно важных положений. Важно и то, что представлял законопроект в Государственной Думе не сотрудник военного ведомства, а министр труда и социального развития Александр Починок. В то же время в тексте, к сожалению, осталось немало формулировок, не соответствующих демократическим принципам. Перечислим основные недостатки правительственного проекта.
1. Двойной (четырехлетний) срок АГС (статья 5). 2. Прохождение альтернативной службы «в качестве гражданского персонала на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований», независимо от желания или согласия гражданина проходить АГС в военных ведомствах (статья 4). 3. В статье 12 устанавливается, что «призывная комиссия оценивает доводы заявителя о том, что его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на основании:
<…> 4. Возложение организации АГС на «специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти», определяемые президентом и правительством (статья 6). Здесь оставлена возможность «дележа» альтернативнослужащих между гражданскими и военными ведомствами, в то время как разумнее назначить ответственным одно ведомство, которое координировало бы АГС как на федеральном, так и на региональном уровнях. В соответствии с гражданским характером службы необходимо указать, что организация АГС осуществляется федеральным органом исполнительной власти по труду и социальной защите (и соответствующими территориальными органами). 5. Вся организационная модель направления на АГС (глава 2), как она прописана в законопроекте, дискриминационна и громоздка. Сначала гражданин, подавший заявление об АГС, проходит призывную комиссию, которая дает заключение о возможности такой замены военной службы альтернативной в каждом конкретном случае. Затем подтвердивший право на АГС гражданин проходит медицинское освидетельствование, по результатам которого может быть признан негодным к военной службе, а следовательно, не подлежащим и направлению на альтернативную. После медицинской комиссии гражданин повторно идет на призывную комиссию, которая теперь уже принимает решение о направлении его на АГС, но не направляет. Решение исполняется … военным комиссаром, который и направляет граждан на альтернативную службу. В этих положениях многое не соответствует Законам «О воинской обязанности и военной службе» и «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Предложенная процедура должна быть сокращена и изменена. Нет никакой необходимости проходить две призывные комиссии. Вопросы о праве на АГС и направлении на «альтернативку» должны решаться одновременно на призывной комиссии и лишь после медицинского освидетельствования. Направлять же гражданина на АГС может территориальный орган по труду и социальному развитию, орган местного самоуправления либо сама призывная комиссия – но только не военный комиссар. 6. Немотивированный отказ в праве на АГС (статья 12). По проекту гражданин не вправе знать, чем он не угодил комиссии и что – кроме самого факта отказа – ему обжаловать. Очевидно, что решение должно быть обоснованным и мотивированным. Имеются в законопроекте и другие недостатки. Судьба этого законопроекта с самого начала была нелегкой. Нужно приложить все усилия к тому, чтобы в результате был принят хорошо проработанный, не дискриминационный, реально работающий закон. Лев Левинсон Из бюллетеня неправительственных организаций «Законотворческий процесс в Государственной Думе» № 38 от 29 марта 2002 года. Полная версия бюллетеня доступна по адресу: http://www.demokratia.ru/analyst/reviewlaws |
Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.
Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.