г е р м а н и я

В настоящее время в Германии призывникам гораздо проще, чем 15 лет тому назад (в ФРГ), отказаться от военной службы и выбрать альтернативную – гражданскую. (В Восточной Германии молодые люди вообще не имели права такого выбора.) Сейчас в ФРГ это происходит сравнительно просто. Как правило, достаточно лишь сослаться на религиозные или нравственные убеждения, которые противоречат прохождению военной службы. Суд и адвокатура этим больше практически не занимаются. Но так было не всегда. В конце 70-х годов достаточно было просто послать почтовую открытку с отказом от военной службы, но такой упрощенный вариант просуществовал недолго – Федеральный конституционный суд по требованию консервативных фракций бундестага объявил эту процедуру не соответствующей конституции. В результате в конце 80-х годов вернулись к старому методу: комиссия при окружном ведомстве воинского резерва (аналогичном военкомату) на специальном заседании тщательно рассматривает причины, на основании которых молодой человек отказывается от военной службы. В настоящее время отказывающиеся от несения военной службы должны подробно, в письменном виде, изложить свои убеждения морально-этического характера. После предоставления письменных объяснений почти всегда принимается положительное решение. Только в исключительных случаях ведомство отказывает в альтернативной службе. Тогда, как и прежде, рассмотрение проводится в комиссии окружного ведомства воинского резерва. Если и в этом случае последует отказ, то заявитель имеет возможность опротестовать его в последней инстанции – в судебно-административном порядке. Отказ от военной службы регулируется Конституцией Германии (статья 4, абзац 3). Согласно положениям этой статьи, каждый гражданин имеет «право отказаться от военной службы с оружием в руках» по убеждениям совести. Статья 12, абзац 2 Конституции определяет, что молодые люди, чье право на отказ было признано, должны нести альтернативную гражданскую службу. Характер этой службы регулируется специальным законом. Шли долгие споры о том, какой должна быть эта служба. Первоначально существовал план сделать альтернативную службу своего рода вспомогательной службой бундесвера (аналогичные попытки предпринимались и в России). Но победили те, кто хотел переместить альтернативную службу в социальную и общественную сферу. До 80-х годов включительно альтернативной службой формально занимался отдел Министерства обороны. Альтернативная служба дает тот же правовой статус, что и военная. И там и тут все подчиняются приказу и должны соблюдать дисциплину. Гражданское начальство и военное ведомство могут определять для альтернативной службы место пребывания, время службы и присутствие на рабочем месте. С точки зрения права «цивилисты» приравнены к солдатам. Кроме того, они получают одинаковое вознаграждение. Альтернативная служба длится дольше, чем военная, т.е. в настоящее время 12 месяцев по сравнению с 9 месяцами военной службы. Разница объясняется прежде всего военными учениями после окончания военной службы, к которым могут быть привлечены солдаты. Но на практике в связи с уменьшением числа солдат это едва ли имеет место. Более продолжительное время альтернативной службы считается компенсацией за более легкую службу.

Как проходит альтернативная служба?

Для ее прохождения имеются рабочие места в социальной и общественной сфере. «Цивилисты» могут сами подыскать работу. Но последнее слово остается за федеральным ведомством, которое в некоторых случаях само предоставляет рабочие места. Сейчас «цивилисты» работают санитарами в больницах, в службе спасения, в домах престарелых, ухаживают за инвалидами, а также работают в экологических организациях, церковных общинах и на молодежных турбазах. Их рабочее время не отличается от рабочего времени их коллег в соответствующих учреждениях. Каждая некоммерческая организация, как государственная, так и частная, может обратиться в федеральное ведомство альтернативной службы за предоставлением ей рабочего места для «цивилиста». «Цивилисты», как правило, живут дома. Если их служба не предоставляет жилье, они имеют право на субсидию для аренды жилплощади. В казарме они не живут. Но у них имеется «Самоорганизация членов альтернативной службы», которая частично выполняет задачи профсоюза. Однако выполнение функций по защите групповых прав ограничено трудовым законодательством. В настоящее время около 50% призывников в Германии отказываются от несения военной службы. Это более 150 тысяч молодых людей в год. Такое положение было не всегда. В конце 50-х годов бывало в среднем несколько сотен отказывающихся от военной службы. (Альтернативная служба появилась только после воссоздания вооруженных сил ФРГ в 1956 году.) Большей частью от военной службы отказывались коммунисты, которые не хотели воевать против предполагаемого в то время врага – армий стран Варшавского Договора. Часто им отказывали с обоснованием, что у них нет тех убеждений совести, которые требуются Конституцией. Их мотивы скорее считались политическими и поэтому недействительными с точки зрения права. Многие молодые люди в Германии, отказавшиеся от военной службы, считались трусами и предателями родины, как это сейчас происходит в России. Первый большой рост числа отказавшихся последовал после студенческих беспорядков 1968 года и объяснялся политизацией молодежи. Следующий прирост наблюдался в конце 70-х – начале 80-х годов, когда в Западной Германии распространилось пацифистское движение за мир. В 1980 году уже около 35 тысяч молодых людей отказались нести военную службу. В начале 90-х число «отказников» превысило 100 тысяч, их число еще возросло после войны в Персидском заливе. Несмотря на юридическую ситуацию, которая по-прежнему требует обоснования отказа от военной службы (а государственное ведомство должно принять это обоснование), молодым людям в Германии предоставлен свободный выбор между альтернативной («цивильной») и военной службой. Поэтому сильно снизилась политизация отказывающихся от военной службы, которая была особенно высокой в 70–80-е годы. Для подрастающего поколения стало нормальным, например, при решении стать врачом сделать выбор между санитаром- «цивилистом» в больнице и санитарным батальоном бундесвера. В связи с уменьшением численности бундесвера в настоящее время обсуждается вопрос о ликвидации обязательной военной службы и введении профессиональной армии. Без военной службы не будет и альтернативной службы. Однако в случае ее ликвидации некоторые социальные учреждения, пользующиеся ее услугами, опасаются возникновения финансовых проблем. Поэтому предметом дискуссии становится введение общей социальной службы, к которой должны привлекаться и женщины.

Йенс Зигерт, руководитель представительства Фонда имени Генриха Белля в России (Перевод с немецкого С.Бартельс)

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.