Александр Даниэль

АГС - позиция "Мемориала"

В июне Государственная Дума окончательно утвердила закон «Об альтернативной гражданской службе». Некоторые региональные организации «Мемориала» (в частности, в Перми и Екатеринбурге) уже давно занимаются судебной защитой прав призывников. Эти организации, а также близкие им или учрежденные ими общественные структуры (например, пермский «Мемориал» или созданный в свое время московским «Мемориалом» гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание») стали инициаторами длящихся уже много месяцев экспериментов по прохождению альтернативной гражданской службы. Международное общество «Мемориал» было одним из инициаторов создания коалиции «За демократическую АГС», куда входит около 50 общественных организаций из 34 регионов. Представители «Мемориала» вошли в координирующие органы Коалиции – совет и правление. Принципиальные разногласия между точкой зрения военных и принципами, которые отстаивали гражданские организации, состояли в следующем:

С точки зрения представителей «Мемориала» и других гражданских организаций, входящих в Коалицию «За демократическую АГС», принципиальные пороки принятого Государственной Думой Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» таковы:
недобровольность выбора между альтернативной службой в гражданской сфере и работой в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил РФ;
преимущественно экстерриториальный принцип прохождения АГС;
репрессивные по отношению к «альтернативщикам» сроки прохождения АГС: коэффициент 1,75 для тех, кто отбывает альтернативную службу в гражданской сфере, и 1,5 для тех, кто направлен служить в гражданский персонал Вооруженных Сил;
отсутствие возможности привлекать альтернативщиков к работе в общественных организациях. В законе есть еще множество более мелких недостатков, которые также не удалось устранить. Кроме того, одним из самых печальных итогов слушаний стало отклонение Думой поправки, предусматривающей, что для участников эксперимента в Нижнем Новгороде их право на АГС будет считаться признанным, а их социальная работа зачтена в срок службы.

Тем не менее, в ходе переговоров, проходивших в январе-мае текущего года, нам удалось изменить или смягчить ряд положений исходного законопроекта. К таковым относятся:
изменение исходной формулировки экстерриториального принципа с «исключительной экстерриториальности» на «преимущественную»;
снижение хотя и не до приемлемого уровня, но все же на полгода, первоначально заложенного в законопроекте срока альтернативной службы;
распространение на АГС действия Трудового кодекса РФ (с учетом положений Закона об АГС);
утверждение в тексте закона права «альтернативщиков» на заочное или вечернее обучение;
ослаблены, хотя и не сняты полностью, ограничения на совмещение АГС с другими видами трудовой деятельности;
несколько смягчились формулировки закона, описывающие процедуру предоставления права на АГС (призывная комиссия не «оценивает», а «рассматривает» доводы заявителя и в случае отказа принимает не просто решение, а «мотивированное решение»);
возможность обжалования решения об отказе: призывнику выдается копия решения комиссии, и если он решил отстоять свое право в суде, то до вынесения судебного решения его призыв на военную службу откладывается;
«альтернативщиков», даже проходящих службу в качестве гражданского персонала ВС, не будут селить в казармы вместе с солдатами-«срочниками»;
нам удалось не допустить, чтобы вопрос о направлении «альтернативщиков» на работу в муниципальные организации был окончательно закрыт: этот вопрос будет регулироваться отдельным федеральным законом, который еще предстоит разработать и принять.

После принятия Закона об АГС в среде гражданских активистов встал вопрос о степени «договороспособности» органов исполнительной власти РФ в диалоге с общественными организациями – или из-за недостаточно ответственного подхода к этому диалогу, или, не исключено, из-за несоответствия формальных полномочий тех или иных органов их фактическому весу и возможностям при принятии решений.

Тем не менее, «Мемориал», как и другие общественные организации, намерен продолжать борьбу за альтернативную гражданскую службу. Закон вводится в действие лишь с 1 января 2004 года. Мы можем еще до вступления его в силу пытаться инициировать законопроекты, направленные на его изменение. Кроме того, предстоит решить вопрос об участии общественных организаций в разработке подзаконных нормативных актов. Наконец, остается возможность обжаловать те положения закона, которые противоречат Конституции, в Конституционном суде РФ, а применение положений, которые противоречат международным обязательствам России, – в соответствующих международных инстанциях.

Разумеется, в нашем распоряжении всегда остаются и традиционные инструменты гражданской активности – обращение к обществу через средства массовой информации и прямые публичные акции: пикеты, митинги, сбор подписей, референдумы и т.д.

Текст печатается в сокращении. Полную версию читайте в Вестнике Международного общества «Мемориал» выпуск № 4 (июнь 2002)

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.