Семен Чарный

Книга скорби жертв холокоста

Проблема «забытых имен» связана с одной из величайших трагедий в истории еврейского народа – Холокостом – организованным нацистами уничтожением примерно 6 миллионов европейских евреев. «Забытыми именами» в Израиле занимается институт-музей Яд Вашем, изучающий все аспекты Холокоста. В его составе есть так называемый Зал имен, в котором хранится информация о погибших евреях. Как сказано на официальном сайте Института, задача Зала имен – «сохранить память о погибших во время Холокоста не как о статистических цифрах, но как об отдельных людях». Всего в нем собрано около 3 миллионов так называемых листов памяти – карточек, посвященных отдельным людям – жертвам Холокоста. Информационные карточки заполняются членами семей, друзьями, соседями погибших. Они содержат следующие графы: имя жертвы, дата и место рождения, место жительства перед войной, профессия, имена родителей и супруги (супруга), место и время во время Холокоста. В тех случаях, когда это возможно, прилагается фотография.

Классификация производится по буквам еврейского алфавита, в зависимости от имени и фамилии жертвы. Каждый лист памяти – это символ несуществующего надгробия погибшему. Яд Вашем начал работу по сбору листов памяти в 1955 и ведет ее до сих пор в Израиле и в других странах. С 1990 начала поступать информация и с территории СССР. В кампаниях по сбору информации принимали участие еврейские организации во всем мире, религиозные общины и группы волонтеров и даже израильские школьники. Если посетители Зала имен хотят заполнить карточку, работники Института предоставляют им всю необходимую помощь. С 1992 Зал имен начал компьютеризировать имеющиеся у него карточки. Теперь посетитель, которого интересует тот или иной человек, может получить распечатку с нужной информацией. Во многих странах Европы, где еврейские общины были немногочисленны, учет погибших завершен и выпущены Книги памяти. В Германии, например, за государственный счет издается многотомная Книга памяти евреев Германии. Иногда прибегают и к нестандартным способам увековечения. Так, в пражском музее Холокоста на стене выбиты имена всех погибших чешских евреев. Естественно, что собранные в разных странах материалы также частично передаются в Яд Вашем.

Составление списков погибших в России, странах СНГ и Балтии имеет свою специфику. Первые списки погибших евреев составлялись практически по «горячим следам» во время работы областных Чрезвычайных государственных комиссий (ЧГК) по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и учету причиненного ими ущерба. Некоторые из них были представлены в «Черной книге», подготовленной В.Гроссманом и И.Эренбургом и увидевшей свет на русском языке лишь в конце 1980-х. В конце 1980-х были предприняты следующие попытки составления подобных списков. Тогда же выявились объективные трудности этой работы. Во-первых, во многих случаях по сохранившимся архивным документам, в отличие от Западной Европы, не удавалось установить имен евреев, живших на обследуемых территориях. Во-вторых, представители местного населения из-за того, что многие из них прямо или косвенно участвовали в расправах над евреями, да и тема эта много лет была под неофициальным запретом, не очень охотно делились информацией. Кроме того, прошло значительное время, и многие свидетели умерли или переменили место жительства, и отыскать их стало невозможно. Фактически можно говорить о трехуровневой работе по составлению Книг памяти. На самом нижнем уровне находятся небольшие местечки или города, где численность евреев была невысока (до 2–3 тысяч человек). Второй уровень – города или регионы с большим еврейским населением. И наконец, третий уровень – Общегосударственная Книга памяти. К сожалению, какого-то единого плана такой работы не существует, и подобные издания появляются достаточно хаотично. Из изданий общегосударственного уровня можно назвать пока лишь шеститомную «Книгу памяти воинов-евреев, павших в боях с нацизмом», вышедшую в Москве в 1994–1999, но имеющую лишь косвенное отношение к рассматриваемой теме.

Наиболее частыми в настоящее время являются издания самого нижнего – третьего уровня. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, речь идет о сравнительно малом масштабе работ. Во-вторых, еврейские общинные центры, которые очень часто занимаются подобными изысканиями, имеют возможность подробно опросить местных жителей, как евреев, так и неевреев. Среди Книг памяти подобного рода можно назвать брянскую, псковскую, артемовскую «Книгу скорби». Из Книг памяти, посвященных уничтожению больших масс евреев, можно назвать несколько изданий, посвященных жертвам Бабьего Яра (Навеки в памяти. Мартиролог жертв нацистского геноцида в Бабьем Яру. Обществ. историко-просветит. центр Украины «Бабий Яр»; ред. А.Шлаен. Книга памяти. Бабий Яр / Еврейский Совет Украины, Киевское общ-во евр. культуры, Фонд «Память Бабьего Яра» / Автор-составитель И.М.Левитас. Киев, 1999) или третий том «Книги памяти воинов-евреев Днепропетровска», где приведены 1708 имен из 16 000 погибших, а также рассказано о местных Праведниках народов мира (так именуются люди, спасавшие евреев во время Холокоста. Звание присваивается Институтом Яд Вашем после тщательного рассмотрения самому человеку, если он жив, либо посмертно). Иногда списки жертв Холокоста даются вперемешку с другими жертвами нацистов (так, к примеру, было сделано при издании Книги памяти в Луганской области (Украина)).

Обычно каждое подобное издание пополняет картотеки Института Яд Вашем. Так, во время работы над «Книгой памяти воинов-евреев Днепропетровска» были собраны и отправлены в Яд Вашем более 2600 анкет евреев, погибших во время Холокоста. А их копии были переданы в Научно-просветительский центр «Ткума» вместе с фотографиями и другими документами для будущего всеукраинского музея «Холокоста и героизма», который предполагается создать в Днепропетровске. Возможно, что представление о проблемах, стоящих перед составителями Книг памяти жертв Холокоста, может дать обращение редакционной коллегии такого издания из Житомира: «Редакционная коллегия Житомирской областной Книги памяти благодарна всем бывшим соотечественникам, ныне живущим в дальнем зарубежье, откликнувшимся на нашу просьбу о помощи в установлении имен мирных граждан еврейской национальности, погибших от расстрелов и злодеяний фашистских захватчиков на территории области в период ее оккупации в годы Великой Отечественной войны (это более 150 тысяч человек) Их имена будут занесены в «Книгу Скорби», завершающую составную часть Книги памяти.

К сожалению, по архивным документам нам удалось установить очень незначительное количество имен жертв, зверски замученных и расстрелянных фашистами в еврейских гетто и лагерях смерти или в акциях по массовому уничтожению невинных мирных граждан: женщин, стариков, детей, оставшихся мужчин (в Житомире, Бердичеве, Новгорад-Волынском, Коростене и др.). Из немногих поступивших писем мы получали дополнительно некоторое количество имен, которые войдут в Книгу скорби. Эти сведения в основном сводятся к перечислению фамилий, имен, отчеств и годов рождения. Хотелось бы по возможности и, если вы помните, в каждой биографической справке о погибших (персоналии) иметь следующие данные: фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения, социальное положение (или профессия). Для военнопленных – воинское звание. Обстоятельства (расстрелян в массовой акции, замучен в лагере смерти г. Житомира или др.) и время гибели. Место гибели (захоронения).

Эти сведения пересылайте по адресу: Украина, 262014 г. Житомир, площадь Советов, 3/14, Книга памяти. При отсутствии таковых сведений пишите все, что вам удалось вспомнить или установить от близких и знакомых. Заранее вам благодарны. Редколлегия Житомирской областной Книги памяти».