Я хотела бы, чтобы премию Нансена получил бы народ России

Светлана Алексеевна Ганнушкина — председатель Комитета помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", руководитель Сети "Миграция и право" Правозащитного центра "Мемориал", член Совета по правам человека при президенте России. Светлана Ганнушкина рассказала информационному бюллетеню "Мемориал" о положении беженцев и вынужденных переселенцев в нашей стране и о том, как изменились условия их жизни за последние 4 года. Из ее рассказа читатель узнает о том, как изменялось российское законодательство, как изменения в нормативных актах о беженцах и вынужденных переселенцах повлияли на их судьбу. Количество людей, имеющих статус вынужденного переселенца, неуклонно сокращается. Читатель также узнает о деятельности руководимых ею организаций: Комитета "Гражданское содействие" и Сети "Миграция и право". Деятельность последней была в 2004 году отмечена премией Нансена.

Милиционер вместо президента. Положение беженцев: Что изменилось за 4 года?

В 2000 году перестал действовать пункт "г" статьи 18 Закона "О гражданстве РФ", то есть бывшие граждане Советского Союза, не получившие нового гражданства, потеряли возможность заявить о своем желании стать гражданами России и получить без проблем российское гражданство.

Одновременно перестали действовать некоторые другие правовые акты. Например, Постановление правительства № 290 от марта 1997 года, по которому эти люди регистрировались на территории Российской Федерации так же, как российские граждане. В некоторых регионах после марта 2000 года постановление все равно использовали, но в целом оно действовать перестало. Из нашего права в 2000 году исчезло понятие "гражданин бывшего СССР" (не путать с понятием "бывший гражданин СССР"!). Мы с вами "бывшие граждане СССР", но мы "не граждане бывшего СССР", а граждане России. Гражданами бывшего СССР у нас назвали людей, которые когда-то были гражданами Советского Союза, но иного гражданства не приобрели. Вот эти люди оказались теперь в правовом вакууме. Им было сказано, что у них было 10 лет на выбор гражданства и они могли что-то предпринять, но не сделали этого. Неправда! Было много причин, почему они просто не могли получить российское гражданство.

Первой причиной было то, что в наших консульствах и посольствах процветает коррупция. Получение гражданства стоило огромных денег, и многие люди не могли их заплатить. Кроме того, там стояли огромные очереди, и консульства не справлялись с ними.

Люди за пределами России, в основном жители стран СНГ с тоталитарными режимами, не могли получить российское гражданство, потому что это грозило неприятностями. Они тоже остались без гражданства.

А на территории России для подачи документов во многих регионах требовали прописку, хотя она и называлась регистрацией по месту жительства.

Но есть еще одна категория людей. Они жили в Советском Союзе, они и остались в Советском Союзе. Человеку было 60 лет, он жил себе и жил и не думал совершенно о том, что у него вдруг Родина "из-под ног ушла". Жил он в одном месте, приехал в другое. Это для него всегда была одна страна, он не предполагал, что теперь живет в другой стране. Таких людей очень много, они приехали домой в Россию и не знали, что не имеют российского гражданства. И относиться к ним наплевательски совершенно недопустимо. Но именно так к ним и отнеслись.

Стало непонятно, кто и как может получить гражданство, как регистрировать этих людей, если постановление № 290 больше не действует. Неясно, какие документы им следует выдавать, если они вдруг потеряли паспорт.

У нас исчезла Форма 9 — временное удостоверение личности лица без гражданства, действовавшая для всех граждан СССР. Если человек, живущий в России, теряет свой паспорт, ему должны дать какой-то документ, идентифицирующий личность.

В нашей стране остаться без документов хуже, чем без одежды.

Человек, потерявший паспорт, не может реализовать свои права, не может получить гражданство, даже обратиться в суд. Например, армянину говорят: "Вернись в свой Азербайджан и получи паспорт". Как он может вернуться?

"Тогда, — говорят, — поезжай в свою Армению". А какая она "своя", если он там никогда не жил.

Он жил в Баку, в 1990 году приехал в Москву, но не смог вывезти паспорт или, например, потерял его. С этого момента у него начались неразрешимые проблемы из-за отсутствия документов.

Вдруг в 2000 году реанимировали советский закон 1981 года о положении иностранных граждан, где написано, что иностранный гражданин должен иметь "вид на жительство". А что это такое, уже никто не помнит. И без этого "вида на жительство" перестали принимать документы на получение гражданства.

В общем, с 2000 по 2002 год был просто провал. Люди подавали документы, но им гражданство не предоставлялось. Потом вышло распоряжение оформлять гражданство по старому закону, и в 2003 году понемножку стали разбирать завалы ходатайств о предоставлении гражданства. В июле 2002 года был принят новый Федеральный закон "О гражданстве РФ". В ноябре — Федеральный Закон "О правовом положении иностранных граждан". Закон о гражданстве более или менее грамотный, но абсолютно не учитывает специфику России. В нем очень много казусов. Например, в пояснительной записке утверждается, что у нас нет больше регистрационного порядка предоставления гражданства, а есть упрощенный порядок. Это 14-я статья. В обычном порядке граждан- ство предоставляет государство в лице президента. Упрощенный порядок — это оформление гражданства сотрудниками милиции. А кто принимает решение, какой порядок получения гражданства должен быть применен в том или ином случае? Сотрудники органов внутренних дел! Мне кажется, что они еще не догадались, какие тут кроются возможности для коррупции. В обычном порядке решение принимает Президент, а в упрощенном порядке — милиционер. Забавная ситуация. Я это показала Тамаре Георгиевне Морщаковой, и она просто ахнула. Я спрашивала руководство МВД, как их сотрудники будут принимать решения. Отвечают, что отказать они при наличии всех соблюденных условий ст. 14 не могут. Это значит, что они не принимают решения, а только проверяют наличие необходимых документов так же, как и в заявительном порядке. Но в законе сказано о принятии решений, что недопустимо.

В книге "Государственная Дума 2000—2003. Портрет для избирателя"1 есть моя статья о том, как принимались законы о гражданстве, и правовом положении иностранных граждан.

Второе (20 февраля 2002 г.) и третье (19 апреля 2002 г.) чтения проходили весьма сумбурно. При этом поправки появлялись, принимались и исчезали в следующем чтении таинственным образом. Так, во втором чтении оказались принятыми противоречащие друг другу положения. Поправки переголосовывались неоднократно. <...>

Однако, все предложения о доработке законопроекта были отклонены.2

Это был аврал. Правительство и администрация президента давили на депутатов, и те голосовали за что попало. Депутаты не были равнодушны. За либерализацию закона сражались коммунисты, "Яблоко" сражалось, но коммунисты сражались на свой коммунистический лад. К

оммунисты произносили патетические речи, которые никакого отношения к праву не имели. Это скорее повредило борьбе за смягчение закона. Редкие выступления разумных людей из "Яблока" и даже из "Единой России" не были услышаны.

По старому закону тот, кто въехал в Россию по договорам о безвизовом режиме, мог жить на территории России сколько угодно, а сейчас — не более 3 месяцев. За это время не удастся оформить разрешение на временное проживание, дай Бог, что бы за эти три месяца собрать документы, а решать могут в течение 6 месяцев. Он выселился и получил бумаги о выписке на постоянное место жительства и возвращаться ему некуда, а ему предлагают вернуться и ждать разрешения по старому месту жительства. Это приводит к коррупции. Люди покупают миграционные карты на вокзалах и в аэропортах, печать на них ставится за деньги.

При голосовании за то, чтобы принять законопроект "О гражданстве РФ" в целом, было "за" — 252 депутата ("Единство", ОВР, ЛДПР, "Народный депутат", "Регионы России" — три четверти, СПС — треть депутатов), "против" — 152 (КПРФ, "Яблоко", АПР, СПС — половина депутатов), двое воздержалось, 44 не приняли участия в голосовании.

Сразу после принятия и вступления в силу 1 июля 2002 года Закона "О гражданстве РФ" депутатский корпус стал требовать от органов исполнительной власти, главным образом от МВД, чтобы <...> применение [закона] не доставляло неприятностей т.н. соотечественникам. Они начали вносить в закон изменения, которые отвергались, а 3 июля 2003 года направили обращение к президенту. Решиться на перемены Дума оказалась способна только после получения соответствующей "отмашки" от президента, который внес поправки в конце сентября 2003 года.

В Думе нынешнего созыва работать еще сложнее: в ее составе нет ни одного депутата, с которым бы мы работали. В первую очередь Комитету "Гражданское содействие" помогал Вячеслав Игрунов. Но в нынешней Думе нет не только Игрунова, не только никого из наших коммунистических коллег, но и депутатов от "Единой России", с которыми мы раньше работали.

Комиссия, теперь ставшая Советом, по правам человека при президенте и ее председатель Элла Памфилова стали единственным нашим каналом для связи с высшей властью страны.

В 2003 году Комиссии удалось остановить массовое изгнание беженцев из Ингушетии. Но в этом году депортация возобновилась. Палаточные лагеря беженцев были ликвидированы.

Оставь надежду всяк сюда входящий?

К чему привело принятие репрессивных законов о миграции? По официальным данным, от 500 тысяч до 3 миллионов людей, которые постоянно проживали на территории Российской Федерации законно, стали нелегальными иммигрантами. То есть мы делегализовали такое количество населения. Это совершеннейший абсурд. И с политической точки зрения стране невыгодно существование нелегальных иммигрантов. Государство следить за этими людьми не может, а только чиновник может брать взятки. Тем более что восточные границы России открыты для нелегального проникновения извне.

На заседании Комиссии по правам человека 10 декабря 2002 года я сказала президенту, что надо строить границы. А он мне на это очень интересно ответил: "Поручить некому". Вместо границы, конечно, можно повесить одно большое объявление: "Оставь надежду всяк сюда входящий", но, как известно, это написано перед вратами ада. Ад же не бывает только для одной какой-то части населения, он становится адом для всех жителей страны.

Существование вынужденных мигрантов — результат политики властей. Вынужденные переселенцы — это фактически беженцы с российским гражданством. Люди получили российское гражданство в странах СНГ или уже в России, но теперь власти говорят, что у нас нет вынужденных переселенцев из стран СНГ.

За весь прошлый год фактически никто статус вынужденного переселенца не получил. Страна отказывает в помощи своим гражданам, не говоря уже про беженцев, не имеющих российского гражданства. У нас было в 1996 году около 900 тысяч вынужденных переселенцев и 270 тысяч беженцев. К середине 2004 года вынужденных переселенцев было менее 200 тысяч. Цифра уменьшается на 100 тысяч в год. Неясно, куда делись остальные.

Положение не улучшается. Статус у людей отбирают незаконно, под предлогом окончания срока его действия. Хотя, когда писался закон, мы добились положения о том, что, если человек не обустроен, статус вынужденного переселенца ему автоматически должны продлевать на каждый следующий год.

Из стран СНГ в конце прошлого года у нас было всего 8 тысяч человек, имеющих статус беженца. Семь с небольшим тысяч из них — это осетины из Южной Осетии, получившие статус беженца в Северной Осетии. Около 1500 — из других стран СНГ. А на сегодняшний день все осетины получили российское гражданство и осталось всего 625 человек, имеющих статус беженца (из стран бывшего СССР и из третьих стран). Да еще около 1200 человек получили ни к чему не обязывающее государство временное убежище.

Лиц, которых я бы назвала беженцами, но не имеющих официально соответствующего статуса, гораздо больше. Примерно 300–400 тысяч человек (это только экспертные оценки) должны были бы получить убежище.

А что касается внутриперемещенных лиц, у нас по-прежнему около 20 тысяч ингушей из Пригородного района, которые не устроились в Ингушетии и не возвратились в Осетию. И из Чечни, я думаю, тысяч 300 не вернулись, да и те, что вернулись, тоже не живут у себя дома. В России вынужденными переселенцами считаются только те, кто пересек границу субъектов Федерации. Но в международном праве такого условия нет. Внутриперемещенными лицами по международным стандартам считаются те, кто вынужденно покинул свои дома и не может вернуться. У нас вся Чечня в таком положении.

Даже очевидные причины не служат основанием для предоставления статуса беженца.

В Краснодаре семье Хасуевых, состоящей из 7 человек, было отказано в предоставлении статуса вынужденного переселенца. Семья спасалась от гонений и насилия со стороны чеченских боевиков, вызванных тем, что ее члены не исповедуют ислам.

Несмотря на представленные доказательства, подтвердившие факты насилия, территориальные органы миграции отказали всем членам семьи в статусе. Незаконность отказа рассматривалась в судах двух инстанций, дело было передано на новое рассмотрение и в конце концов осталось без рассмотрения из-за отказа заявителя.

Семье Гетогазова, прибывшей из Ингушетии в Краснодар к родственникам и уже имевшей статус вынужденного переселенца, Управление по делам миграции ГУВД отказало в постановке на учет и в продлении статуса3..

Еще одна большая проблема — положение трудовых мигрантов. Их права нарушаются катастрофически. Эти люди превращены в рабов. Главным образом это жители Таджикистана, экономическая ситуация в котором заставляет граждан искать самый тяжелый заработок. Политическое убежище не предоставляется никому. Речь при этом идет о Туркмении, Узбекистане, откуда бегут оппозиционеры и другие жертвы политических преследований. Там, по мнению российских властей, никого по политическим причинам не преследуют.

Сейчас многократно выросло количество политических беженцев из Узбекистана, где жесточайшие пытки стали обыденным делом.

Оппозиционеры бегут, спасаясь от репрессий. Но мы им не даем статус беженца, потому что кто-то в миграционной службе посчитал, что в государствах Центральной Азии, оказывается, наступила стабилизация. Основная категория тех, кто бежал не из стран бывшего Советского Союза, — это беженцы из Афганистана. В 1992 году там пал режим Наджибуллы, который мы создали и поддерживали. Это люди, работавшие в народно-демократической партии Афганистана. Они не могут вернуться на Родину, их просто убьют. По оценке Верховного комиссара по делам беженцев ООН, в России их около 100 тысяч. Но лишь около 300 человек имеют статус беженца. Я дважды ставила вопрос об афганских беженцах перед президентом России, – 10 декабря 2002 года и 10 декабря 2003 года.

Первый раз он достаточно живо отреагировал на это и дал поручение определить правовой статус афганцев. Ничего за год сделано не было. А в 2003 году, когда я сказала президенту, что его поручение не выполнено, чиновники быстренько зашевелились, и уже к 23 января нам выдали решение Межведомственной рабочей группы по этому поводу. Там было сказано дословно следующее: "Исходя из современной обстановки в Афганистане, у большинства из афганцев, обращающихся с ходатайствами, оснований для получения убежища нет, так как предпосылки для опасений подвергнуться преследованиям со стороны нынешних афганских властей за свою прошлую деятельность у них отсутствуют. Современное афганское общество отличается высокой политической терпимостью...".<...>4

Что это значит? Какое гражданское общество в Афганистане? Может быть, уже создано гражданское общество и в Ираке? Может быть, нам тоже пригласить американцев, чтобы они тут нам сделали гражданское общество "с высоким уровнем толерантности"?

У меня чувство вины перед афганцами, потому что, возможно, из-за моего обращения к президенту их пытаются депортировать. В уже процитированном Докладе правительственной комиссии по миграционной политике говорится:

Для окончательного решения проблемы, связанной с пребыванием в Российской Федерации выходцев из Афганистана, необходимо:

  • ужесточить контроль за пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан, в том числе афганцев;
  • способствовать добровольному возвращению афганцев на родину; <...>
  • ускорить завершение подготовки нормативной правовой базы по вопросам административного выдворения и депортации, а также создание специальных помещений для лиц, ожидающих депортации;
  • предусмотреть выделение из федерального бюджета <...> на административное выдворение и депортацию лиц этой категории5.

Мы оказываем юридическую поддержку афганцами, которым угрожает депортация.

УВКБ ООН6 материально поддерживает людей, которые хотят уехать в Афганистан, но никому не дает таких рекомендаций. А нашим афганцам, которые поддерживали советскую власть, конечно, нельзя туда ехать.

В Афганистане сейчас новый режим. Но ведь это тот самый режим, от которого они бежали. Они же не от талибов бежали, а от моджахедов, от северного альянса. Мы знаем случаи, когда люди уезжали в Афганистан и погибали там.

Ксенофобия и статистика

Государство борется не с нелегальной миграцией, а с нелегальными мигрантами, создавая жуткую атмосферу в обществе.

Такая политика порождает ксенофобию. Когда государство начинает бороться с определенной группой населения, многие воспринимают это как руководство к действию. У нас в Москве появились ДПНИ — движения против нелегальной иммиграции. В Екатеринбурге возникло расистское движение "Город без наркотиков". Екатеринбург — очень доброжелательный регион. Там принимают мигрантов. Они устраивают таджиков, помогают там обосноваться, легализоваться, найти работу, чтобы все было легально, без коррупции. Этим занимается Татьяна Георгиевна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека, ее поддерживают губернатор Россель, миграционная служба. Они работают в контакте с таджикской и другими диаспорами, с представительством Министерства занятости Таджикистана.

На пресс-конференции в Екатеринбурге молодой человек из организации "Город без наркотиков" спросил, как же можно оказывать помощь мигрантам, если 90% наркотрафика организуют таджики? Я его спросила, откуда он взял такие данные? Такую "статистику" предоставил им депутат Государственной Думы. Он врет. Я сказала молодому человеку, что статистику нужно брать в МВД. В тот же день в миграционной службе (она теперь относится к МВД) мне дали статистическую сводку. В ней сказано, что лишь 3,5% преступлений, связанных с наркотиками, совершают в Свердловской области иностранные граждане. Конкретно из этих 3% 0,8% приходится на таджиков. Вот вам и разница, 0,8 и 90%! Наше государство в лице депутата Госдумы провоцирует людей на вражду. Эта же организация утверждает, что в Москве проживает всего 25% русских, тогда как перепись населения утверждает, что русских в Москве – 80%. Митинг этих ДПНИ в Москве проходил под лозунгом "Москва без наркотиков". А на самом деле произносились ксенофобские речи и сообщалась та же статистика. 90% преступлений в сфере наркотиков якобы приходится на таджиков. Это наглая ложь.

Ксенофобия, которая развивается в нашей стране, это совершенно страшное явление.

Вследствие роста ксенофобии в обществе дискриминация этнических меньшинств, в частности перемещенных внутри страны лиц (ВПЛ), становится обыденной, принимаемой как норма. Жертвы дискриминации перестают бороться с отказами в регистрации, приеме на работу и образовательные учреждения, найме жилья и т.д. К сожалению, представители власти не только не дают соответствующей оценки ставшим обычными в России проявлениям ксенофобии, фашистским выходкам и прямым преступлениям на этнической и расовой почве, но достаточно часто своими высказываниями и действиями провоцируют националистические настроения, способствуют созданию образа врага.

Многие политики и поддерживающие их СМИ прямо и безнаказанно занимаются разжиганием межнациональной розни. Судебная власть старается скрыть преступления, совершенные на расовой почве, суды практически не используют соответствующую квалификацию преступлений, покрывают преступников, жертвами которых стали беженцы, трудовые мигранты и ВПЛ7.

Нам постоянно внушают, что между мусульманами и христианами существует противостояние, что в стране, где живет много мусульман, конечно, недопустимо. Россию делят на православных и мусульман, атеисты причисляются к врагам народа. Я не думаю, что я атеист, и тем более не воинствующий атеист, но ни к какой конфессии не принадлежу и хотела бы это право за собой сохранить.

Религия должна людей объединять. Вера — очень личная вещь, к которой нужно с очень с большой осторожностью относиться. У нас есть и христиане, и мусульмане, понимающие это. Именно в этом смысле я понимаю название выставки в Сахаровском Центре "Осторожно, религия"8. Осторожно, религия — "Осторожно, дети!"

Потерянный остров безопасности.
Ингушетия: Ликвидация лагерей беженцев

Несмотря на постоянное и пристальное внимание международных и российских неправительственных организаций, а также представительства УВКБ ООН к положению ВПЛ из Чечни в Ингушетии, властям удалось реализовать свои давние планы. С лета 2003 г. расформированы лагеря.

В августе 2003 г., даже по данным миграционных органов РИ, учитывающих только зарегистрированных ВПЛ, в лагерях проживало еще немало людей.

Из лагерей постоянно поступали сигналы тревоги. Их жители жаловались, что в лагеря часто приезжали представители Комитета по проблемам беженцев правительства ЧР. Они требовали возвращения жителей Чечни, угрожали, что лагерь будет снесен бульдозерами, прекратится продуктовая помощь, не будут подаваться машины для вывоза имущества.

Одновременно продолжалась практика снятия жителей с учета, т.е. исключения из списков получателей помощи, отключения газа и электричества и прочих мер воздействия. Попытки добиться справедливости через судебную систему оказываются почти неэффективными, государство не выполняет свои обязанности по отношению к ВПЛ.

Речь не только о ликвидации лагерей беженцев. Из Ингушетии изгоняют чеченских беженцев. В России была единственная республика, где чеченцы могли жить, не оглядываясь каждую минуту, нет ли рядом сотрудника милиции, не ожидая выселения из жилья, отказа в работе. Это Республика Ингушетия, трудоизбыточная, небогатая, почти удвоившая свое население от притока ВПЛ. На ее территории строились палаточные лагеря, спонтанно возникали места компактного поселения (МКП). Помещения заводов, ферм, даже птичник — все приспосабливалось под жилье для бегущих из Чечни людей. Власти РИ не препятствовали ВПЛ, не имеющим регистрации по месту жительства, не только занимать рабочие места, но и открывать свой небольшой бизнес. <...> Все правовые и традиционные механизмы использовались для того, чтобы между приезжими и местным населением не возникли конфликты. Только поддержка Ингушетии и гума- нитарная помощь международных организаций, в первую очередь УВКБ ООН, датского Совета по беженцам, чешской организации "Человек в беде", позволили выжить в бесчеловечной бойне сотням тысяч чеченцев.

Однако за 2003 год Ингушетия перестала быть островом безопасности для жителей Чечни. На ее территории с конца 2002 г. постоянно проводил агитацию за возвращение Комитет по делам беженцев правительства ЧР. Наивными предложениями вернуться, "потому что руководству ЧР стыдно перед соседями за своих граждан, не желающих жить дома", дело, разумеется, не ограничивалось. Агитация сопровождалась угрозами и доносительством на тех, кто якобы не живет в лагере, но на кого получает гуманитарную помощь миграционная служба РИ, которая под давлением вынуждена была снимать с учета жителей лагерей. Постепенно на территорию Ингушетии распространились все ужасы чеченской жизни: похищения людей, "зачистки" в палаточных лагерях и населенных пунктах, незаконные задержания.

Более того, было искусственно создано политическое противостояние между РИ и ЧР, питаемое неуважительными высказываниями руководства Чечни о соседях. Создавая обстановку опасности и постоянного напряжения, власти добивались возвращения жителей в ЧР.

Параллельно с принуждением ВПЛ в качестве соблазна предлагалось в первоочередном порядке выплатить компенсацию за разрушенное жилье и имущество, что на деле не только не было, но и не могло быть выполнено, поскольку, в соответствии с принятым порядком выплаты компенсаций, право на нее имеет не более третьей части населения Чечни. При этом темпы выплат таковы, что процесс затянется на многие годы. На апрель 2004 г. только 1,5 тысячи семей из 55 тысяч, подавших заявления, получило компенсацию. Очередность выплат нарушается, взяточничество процветает9.

21–22 июня на террритории Ингушетии шли военные действия, погибло около 100 человек. Ингушетия преодолевает их последствия с большим достоинством, что вызывает очень большое уважение. Только этот субъект Федерации принял чеченских беженцев и продолжает это делать. Но есть силы, которые стараются вызвать конфронтацию между чеченцами и ингушами и заставить чеченцев быстро выехать из Ингушетии. Последнее прибежище чеченцев уничтожается. Места компактного поселения понемногу перестают финансировать. Делается все, чтобы чеченцы вернулись в Чечню.

Спецоперации иногда проводились и на территории РИ, однако, они не приобретали того масштаба и не сопровождались таким количеством нарушений прав человека, как это наблюдалось на территории ЧР.

С начала лета 2003 г. ситуация изменилась.

Лето в Ингушетии началось по чеченскому сценарию — с "зачисток". Причем эти спецмероприятия проводятся не только в местах компактного размещения вынужденных переселенцев, но и в ингушских селах.

У Правозащитного центра "Мемориал" нет сомнения в том, что при наличии информации о присутствии боевиков на территории Ингушетии российские силовые ведомства имеют полное право осуществлять мероприятия по их задержанию. Однако, как это уже происходило на территории Чеченской Республики, в Ингушетии подобные мероприятия проводятся в нарушение законодательства РФ и сопровождаются серьезными нарушениями прав человека.

По сведениям ПЦ "Мемориал", только за 22 дня июня 2003 г. в РИ в ходе спецопераций похищены 9 человек; задержаны 11 человек; убит 1 мирный житель; ранены 2 человека. Кроме того, зафиксированы случаи обстрелов мирных жителей и грабежи домов сотрудниками силовых структур, осуществляющими "зачистки" сел. Таким образом, зона "контртеррористической" операции распространяется на Ингушетию10.

Обыски и аресты осуществляются людьми в масках. В Чечне и Ингушетии все привыкли к этому. В грозненском доме нашей сотрудницы, где живут другие люди, провели обыск люди в масках и камуфляже, избили жильцов. Мы написали в МВД. Нам ответили, что после опроса выяснилось, что действительно неизвестные лица в масках проводили проверку документов, при этом вели себя корректно и никакого нарушения закона не было. Неизвестные лица в масках, стало быть, могут ворваться в ваш дом, проверять документы, и в этом власти не видят нарушения!

Произволом правоохранительных органов в Ингушетии 22 июня воспользовались и боевики. Это просто классический случай детектива с маскарадом. Когда боевики вошли в Ингушетию, они в масках проверяли документы и убивали тех, кого считали нужным. После трагических событий 21–22 июня 2004 г. в Республике Ингушетия среди ВПЛ из ЧР господствовали панические настроения, вызванные как напряженным ожиданием повторения чего-то подобного, так и страхом, что гнев против организаторов бойни падет и на беженцев.

23 июня, когда первые эмоции были еще очень сильны, в месте компактного проживания беженцев в пос. Альтиево11 были допущены избиения, бессмысленная жестокость, более 50 человек увезены в неизвестном направлении. Девять задержанных не были отпущены.

Cледует отметить, что всего однажды среди беженцев была проведена "зачистка" подобная тем, что постоянно производятся в ЧР.

Тем не менее, за три недели из Ингушетии в Чечню уехало более 2000 человек из 36 000, зарегистрированных на начало июня.

Ежедневно в миграционный орган РИ (УПДМ РИ) поступает не один десяток заявлений с просьбой о предоставлении транспортных средств для выезда в ЧР. Этот поток пугает миграционные власти, поскольку они не в силах справиться не только с вывозом людей, но и с выдачей задолженности по продуктам, которую обещано ликвидировать всем отъезжающим12.

Россия не понимает, что для нее честь и что для нее позор. деятельность Комитета "Гражданское содействие" и сети "Миграция и право"

Комитет "Гражданское содействие" — гуманитарная организация, которая оказывает материальную помощь беженцам. Мы также содействуем получению медицинской помощи, потому что сами мы не можем ее оказывать. У нас работает врач. Он принимает людей, оценивает их медицинские документы, и дальше мы обращаемся в Минздрав, который этих людей распределяет по больницам. Механизм госпитализации беженцев работает фактически без сбоев.

"Гражданское содействие" при поддержке Европейской комиссии по гуманитарной помощи осуществляет также программу медицинской помощи жителям Чечни. Это очень тяжелая программа — сложно решать организационные вопросы и составлять отчетность. Но мы помогаем людям оплачивать медикаменты, которые им выписывают врачи в Чечне. Мы выявляем людей, которым необходимо получить лечение вне Чечни. Мы договариваемся с медицинскими и другими учрежде- ниями, оплачиваем билеты, перевязочные материалы и лекарства и помогаем проводить лечение. Иногда мы оплачиваем дорогостоящие медицинские процедуры и анализы.

Экспериментальная программа началась 7 месяцев назад. Мы проводим ее в сотрудничестве с нашими французскими коллегами из организации "Каритас" (Франция). В Чечне, Ингушетии и Москве работают координаторы этой программы.

Эта программа помогла 1331 больному за полгода. Ее можно было бы расширить, потому что нужда в квалифицированной медицинской помощи в Чечне колоссальна. Там медицинская помощь нужна почти каждому ребенку. С декабря мы начали второй этап этой программы.

Чечня нуждается в поддержке культурных проектов. Недавно мы издали сказки народов мира на чеченском языке.

Переводы были сделаны группой чеченских писателей под руководством известной писательницы Тамары Чагаевой. Мы раздали эту книгу по школам и библиотекам Чечни. Пока издан второй том, сказки для детей среднего возраста, это сказки Шарля Перро, Г.Х.Андерсена, братьев Гримм, народные сказки Литвы, Азербайджана и других стран.

Планируются еще первый том — сказки для маленьких — и третий том — сказки для взрослых, например сказки Гауфа, Гофмана. Переводы уже есть.

Это большое событие в чеченской культуре. Только культура дает человеку ощущение причастности ко всему миру. Благодаря ей он перестает быть изгоем. Этот проект очень дорог мне. Скоро на средства премии Нансена мы издадим еще два тома.

Еще у нас есть центр адаптации и обучения для детей беженцев. Молодые люди бесплатно работают с детьми-беженцами из Чечни, и не только чеченцами, там есть таджики, армяне и русские, разные дети. Этим занимается "Гражданское содействие". Учителя, как мы называем волонтеров нашего центра, проходят конкурс. И это в наше время на бесплатную работу. Другие сотрудники работают за небольшую плату, и ту могут получать после года волонтерской работы.

В рамках Программы "Миграция и право" в 58 городах 46 регионов находятся пункты юридического консультирования вынужденных мигрантов. Наши сотрудники ведут бесплатный прием, составляют правовые документы, выступают в судах. Кроме того, мы обжалуем нормативные акты, которые не соответствуют законам, Конституции, международным соглашениям.

Мы периодически проводим обучающие семинары для наших коллег. Вырабатываем общие правовые механизмы для решения проблем, стоящих перед организацией. Сеть стремится наиболее тесно работать с миграционными органами, что, к сожалению, получается далеко не всегда.

За 2003 год мы приняли около 22 тыс. человек в "Миграции и праве" и около 11 тыс. в "Гражданском содействии". Сотрудники "Миграции и права" выиграли примерно тысячу процессов в защиту прав беженцев13.

Основная проблема — гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, которые находятся на территории Российской Федерации. В связи с тем, что принято много новых нормативных актов, определяющих права и обязанности иностранных граждан и граждан Российской Федерации, которые вдруг таковыми перестали признаваться, большая часть обращений — это лица, которые вдруг потеряли свое гражданство. <...>

У нас очень много обращений граждан – жителей Чеченской Республики. <...> Работники паспортно-визовых служб говорят, что у вас в паспорте нет штампа о приобретении российского гражданства. Его и не должно быть, так как Чечня — это часть РФ. <...>

Проблема в том, что им не обменивают их паспорта, говорят, что нужно выехать в Чечню, и по месту регистрации, по месту жительства в Чечне обменять паспорта. Зачастую это связано с риском для жизни. <...>

В настоящее время власти отказывают в получении статуса вынужденного переселенца. Считают, что нет препятствий к обустройству, то есть что гражданин <...> должен поехать в то место, откуда он прибыл, например в Чечню, и там якобы <...> ничто не мешает начать мирную жизнь14.

К нам обращаются лица, которые не получили ни компенсации, ни материального возмещения морального вреда и даже остаются без паспортов <...>

Сеть работает вместе с другой программой ПЦ "Мемориал" – "Горячие точки". Сотрудники собирают и анализируют информацию о положении беженцев из Чечни. Вот уже третий год подряд мы выпускаем доклад "О положении жителей Чечни в Российской Федерации" и передаем его всем заинтересованным структурам, в первую очередь УВКБ ООН. Доклад издается на русском, немецком и английском языках.

Эта работа очень важна, когда законы бездействуют. Мир должен знать, что происходит в России.

За работу с беженцами Правозащитный центр "Мемориал" получил в этом году премию Нансена.

Горько, что Россия не воспринимает настоящих достижений как честь. Мы — единственная пока организация из стран СНГ, которая вступила в Европейский совет по беженцам и изгнанникам ЭКРЕ. Мы вступили только год назад, и через год мы уже получили нансенскую премию. И мы первая организация из Европейского совета, получившая эту премию. Меня поздравил Европейский совет по делам беженцев. Оттуда пишут, что это честь для ЭКРЕ15. Они будут об этом рассказывать с гордостью. Мы получили поздравления из самых высоких инстанций государств Запада, нам писали, что это честь для России. А из официальных лиц России нас поздравила только Элла Александровна Памфилова. Не думаю, что эта премия значит для страны меньше, чем медаль на спортивной олимпиаде. Россия не понимает, что для нее честь и что для нее позор. Это горько.

Я с завистью прочла, что этой премией награжден народ Канады.

Премия Нансена была присуждена народу Канады в 1986 году. Граждане Канады удостоились награды за активное участие в негосударственных программах помощи беженцам. Огромное количество людей участвовали в этих программах. Более 700 000 граждан страны предложили свою помощь беженцам16.

Благодаря частным пожертвованиям канадцев только за 1979–1980 годы 35 тыс. 137 беженцев смогли переселиться в страну (за эти два года жители Канады оказали помощь значительно большему числу беженцев, чем правительство этой страны)17.

Я хотела бы, чтобы премию получил не Правозащитный центр "Мемориал", а народ России. Именно народ, гражданское общество должны принимать беженцев, оказывать им помощь.

Но народу России, к сожалению, премия Нансена не грозит. Наша страна не стала домом для беженцев. Напротив, поток беженцев из нашей страны не оскудевает.

По данным агентства ООН по делам беженцев на 2003 год, наибольшее число лиц, ищущих убежища, – выходцы из России. Россия стала страной происхождения наибольшего в мире числа лиц, ищущих убежища, обогнав по этому показателю Ирак, однако, за первые девять месяцев года число беженцев из этой страны сократилось <...>. Как следует из новых данных Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), в период с января по сентябрь этого года было подано 343 570 ходатайств о предоставлении убежища, по сравнению с 427 142 ходатайствами за этот же период в 2002 году, что означает снижение на 20 процентов18.

Демократию положили в сейф и заперли на ключ?

14.11.2002. В Краснодарском крае побывали представители Совета Европы, ОБСЕ, УВКБ ООН и посольства США в России для исследования положения месхетинских турок.

После этого Соединенные Штаты заявили о готовности принять в качестве беженцев все 13 тыс. турок-месхетинцев. Турки-месхетинцы, проживающие в Краснодарском крае получили право на въезд в Америку как беженцы. Уже уехало несколько десятков семей.

Началась массовая эмиграция турок-месхетинцев в США. Россия не признает их своими гражданами, хотя они приехали на территорию нашей страны до распада СССР. Вернее, этого не хочет губернатор Ткачев, вопреки законам РФ, а президент России не предпринимает никаких мер, чтобы заставить его соблюдать законы.

В защите сейчас нуждаются и все жители Чечни, поскольку им на родине грозит реальная опасность лишиться жизни, а условия их существования невыносимы. Если не удалось прекратить бойню в Чечне, то те немногие, кто вырвался из нее, имеют право получить убежище на территории любой страны, присоединившейся к Конвенции ООН 1951 года19.

Аналогичная программа переселения прошла недавно для армян из Баку, поселившихся в 1990–1992 годах. в Московском регионе.

Российские власти находят, что западные страны оказывают России услугу. Но это как раз и есть позор для нас — не суметь интегрировать в общество какихе-то 20 тысяч человек, говорящих по-русски и готовых работать.

Но страны Запада боятся предоставлять статус беженца жителям Чечни, поскольку опасаются, что могут испортить отношения с Россией. Россия большая, ядерная держава и ссориться с ней никто не хочет.

Во въезде в Европу отказали детскому танцевальному ансамблю из Чечни. Наша сотрудница Лидия Юсупова была награждена премией Мартина Энналса. Но когда Лида должна была поехать получать премию, сопровождающим ее лицам дали визу, а ей отказали поначалу, потому что она чеченка и живет в Грозном20.

Европа совсем не так доброжелательна и демократична, как нам хотелось бы это себе представлять. И когда чеченцы там оказываются, им отказывают в статусе беженца, объясняя, что они могут жить в других регионах России. Хотела бы я знать, где. У нас человек, чтобы только выехать из Чечни, должен проходить блокпосты. Для этого нужны деньги, а их у него нет. В горных селениях в 2000 году люди говорили, что если бы у них было 20 рублей — это меньше доллара, то они бы переехали в лагерь в Ингушетию. Если кому-то удается вырваться в Европу, то это значит, что все имеющиеся средства истрачены, чтобы спасти жизни своих детей.

Депортировать чеченцев обратно бесчеловечно.

Евросоюз состоит из правовых государств, и их жителям трудно понять, в каких условиях живут беженцы и вынужденные переселенцы. Европейцам не понятно, как это — нельзя переехать в другой регион и жить там спокойно. Им легче поверить, что жителей Чечни могут арестовать при возвращении на границе и наказать, как в советское время, за попытку скрыться за границей. И вот депортированные выдумывают подходящие истории.

Возможно, на границе беженцев и не пытают, но их пытают в самой Чечне. Люди гибнут и случайно, и не случайно, и от рук наших военных, которые грабят и убивают, и от рук кадыровцев. В Чечне отнюдь не безопасно, а другого места сейчас для чеченцев нет, даже Ингушетия уже перестала быть относительно безопасным пристанищем.

С глубоким возмущением я узнала о том, что мое имя и имя организаций, в которых я работаю, используются в подтвер- ждение возможности депортировать в Россию жителей Чечни, обращающихся за убежищем в иных странах. Я убеждена, что ЛЮБОЙ чеченец, приехавший из РФ, имеет основания получить статус беженца в соответствии с определением Конвенции ООН 1951 года. (Исключение составляют только чеченцы-акинцы, проживающие в Дагестане и образующие особую группу.)

Начиная с 1994 года были направлены в миграционные органы и НПО разных стран, а также выданы на руки самим ищущим убежища лицам десятки свидетельств, подтверждающих право жителей Чечни на убежище. Это часть моей ежедневной работы, которая представляется мне чрезвычайно важной, поскольку может избавить людей от жестоких страданий и реальной угрозы смерти <...>. Нет никаких оснований утверждать, что <...> жителям Чеченской Республики гарантирована безопасность.

Происшедшая 8 апреля бомбардировка села Ригахой, приведшая к гибели семьи Дадаевых — матери и пяти малолетних детей, — подтверждает это с полной очевидностью. Это не единичный случай: нами зафиксированы уже в 2004 году десятки случаев исчезновения задержанных людей, тела которых со следами пыток порой обнаруживают местные жители.21

Стабильность в России для государств Запада дороже демократии. Демократию вместе с правами человека сейчас пытаются положить в сейф и закрывают на ключ до окончания борьбы с терроризмом. Но когда мы откроем этот сейф, там ничего не будет. Нельзя демократию на время отложить. Ее придется снова зарабатывать, и дорогой ценой.

Примечания

  1. Государственная Дума 2000–2003. Портрет для избирателя. М., 2003.
  2. С.Ганнушкина. Права мигрантов и гражданство. Разные подходы – не помеха принятию законов по-кремлевски. // Государственная Дума 2000–2003. Портрет для избирателя. М., 2003.
  3. О положении жителей Чечни в Российской Федерации. Июнь 2003 г. – май 2004 г. М., 2004
  4. Доклад, представленный Правительственной Комиссии по миграционной политике Межведомственной рабочей группой по совершенствованию миграционного законодательства 23 января 2004 г. refugee.memo.ru/
  5. Доклад, представленный Правительственной Комиссии по миграционной политике Межведомственной рабочей группой по совершенствованию миграционного законодательства 23 января 2004 г. refugee.memo.ru/
  6. См. также: refugee.memo.ru/
  7. О положении жителей Чечни в Российской Федерации. Июнь 2003 г. – май 2004 г. Доклад по материалам Сети "Миграция и Право", Правозащитного центра "Мемориал" и Комитета "Гражданское содействие" 29.06.2004. М., 2004
  8. О выставке "Осторожно, религия!" и об уголовном деле против ее организаторов см. интервью Ю.Шмидта
  9. О положении жителей Чечни в Российской Федерации. Июнь 2003 г. – май 2004 г. Доклад по материалам Сети "Миграция и Право", Правозащитного центра "Мемориал" и Комитета "Гражданское содействие" 29.06.2004. М. ,2004
  10. Там же.
  11. См. также интервью с Е.Сокирянской.
  12. О положении перемещенных внутри страны лиц (ВПЛ) из Чеченской Республики в Республике Ингушетия и после возвращения. Отчет по итогам посещения мест размещения С.А.Ганнушкиной и О.П.Орлова 8–10 июля 2004 г. М., 2004
  13. Список нормативных актов, обжалованных в суде сотрудниками Cети "Миграция и право", читатель может найти на сайте организации refugee.memo.ru/. Здесь же можно найти статистические данные о процессах по делам беженцев refugee.memo.ru/
  14. Цейтлина Ольга Павловна, руководитель санкт-петербургского пункта сети "Миграция и Право", адвокат российского Комитета адвокатов в защиту прав человека. Радио Свобода, 16 декабря 2003 г.
  15. EUROPEAN COUNCIL ON REFUGEES AND EXILES <...>

    "Эта награда заставляет нас гордиться тем, что ПЦ "Мемориал" – стал первым членом ЭКРЕ, получившим эту премию."<...>
    Пир Банеке, Генеральный Секретарь ЭКРЕ

    УВКБ ООН
    "Правозащитный центр "Мемориал" обладает репутацией высокоуважаемой и активной организации, занимающейся защитой как лиц, перемещенных внутри страны, так и беженцев из Африки, Ближнего Востока и Азии. <...>
    Искренне Ваш, координатор УВКБ ООН по связям с НПО Крег Сандер".

  16. Беженцы в Канаде. Отчет канадской секции Международной амнистии. http://www.amnesty.ca/Refugee/history.php
  17. Неправительственная помощь беженцам на протяжении четверти века. Ниагарская епархия http://www.niagara.anglican.ca/outreach/
  18. Служба документации ECRE. Декабрь 2003 г. № 5. refugee.memo.ru/
  19. "Светлана Ганнушкина убеждена, что любой чеченец имеет основания получить статус беженца". refugee.memo.ru/
  20. Международная Федерация прав человека (FIDH), член Жюри Премии Мартина Энналса, с глубочайшим удовлетворением сообщает, что Фонд Мартина Энналса присудил сегодня Лидии Юсуповой Премию Мартина Энналса 2004 (МЕА), предназначенную активным защитникам прав человека.

    Лидия Юсупова уже три года координирует грозненское отделение Правозащитного центра "Мемориал". Ее небольшой офис, в котором работают шесть сотрудников,– одна из очень немногих правозащитных структур, все еще работающих на территории Чечни и снабжающих мир важнейшей информацией о нарушениях прав человека в этой части России.

    Лидия собирает сведения о тех жертвах нарушений, которые обращаются в грозненский офис "Мемориала", а также сама посещает места, где имели место убийства и похищения. Она сопровождает пострадавших в их попытках добиться справедливости от российских силовых структур и предоставляет юридическую помощь в тех пределах, которые все еще доступны в этой части России.

    Председатель жюри Премии Мартина Энналса Ханс Тоолен назвал Лидию одной из самых отважных женщин в современной Европе. Он подчеркнул, что "все правозащитные организации, при полном консенсусе, постановили, что Лидия заслуживает эту премию за ее постоянную работу в ситуации войны и сильнейшей опасности для нее лично, к тому же сейчас женщины все больше оказываются в группе риска". Необходимо отметить, что грозненский офис работает в условиях почти полной изоляции, когда доступ в Чечню как международным правозащитным, так и межправительственным организациям строго ограничен. В прошлом году офис Л.Юсуповой подвергся прямой атаке сотрудников силовых структур, но коллектив продолжил свою нужнейшую работу.

    Церемония вручения премии состоялась в Женеве 7 апреля 2004 года.

    <...> Фонд Мартина Энналса представляет собой уникальное сотрудничество десяти ведущих всемирных неправительственных организаций по защите прав человека. Следующие организации представлены в жюри: Amnesty International, Defence for Children International, Human Rights Desk, Diakonie Germany, Human Rights Watch, HURIDOCS, International Alert, International Commission of Jurists, International Federation of Human Rights (FIDH), International Service for Human Rights, World Organisation Against Torture (OMCT).

  21. "Светлана Ганнушкина убеждена, что любой чеченец имеет основания получить статус беженца". refugee.memo.ru/