Пермь

Увеличенное изображение
Пермь. Ключевой образ кампании по пропаганде патронатного воспитания — рисунок и стихи ребенка со слоганом и эмблемой. Размещался на бил-бордах
(увеличить)

Увеличенное изображение
Плакат с информацией о конкурсе сочинений среди школьников
(увеличить)

Кампания в Перми состояла из двух субпроектов: кампании по защите прав детей-сирот и общественной кампании по соблюдению прав детей в школах. В ходе кампании было проведено большое количество мероприятий. Одним из таких мероприятий стал, например, праздник для 340 патронатных семей, наши коллеги посетили все учреждения для детей-сирот — 14 детских домов и школ-интернатов, семь социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, дом ребенка, областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и два комплексных центра социального обслуживания.

За период активного проведения кампании на "горячую телефонную линию" поступило 243 обращения по вопросам патронатного воспитания.

Полученные в ходе проверок жалобы были проанализированы и переданы областным чиновникам и специалистам детских учреждений для детей-сирот. Мы всячески пропагандировали идею патронатного воспитания сирот, размещая соответствующие плакаты в муниципальном транспорте и на улицах города, транслируя 3 аудиоролика на каналах радиокомпаний "Т7" и "Авторадио ТВ", а также демонстрируя 3 видеоролика на канале "Рифей". Был проведен конкурс среди журналистов области, освещающих проблемы детей. В сотрудничестве с пермским телеканалом "Авторадио ТВ" (режиссер Анна Отмахова) был создан цикл из 4 телевизионных передач "Уроки вне расписания" (по 20 минут каждая), посвященный проблемам соблюдения прав детей в школах. После показа каждой передачи цикла в мае 2004 года количество обращений в органы исполнительной власти и жалоб родителей увеличивалось примерно на треть. Причем тема этих обращений, как правило, повторяла тему только что вышедшей в эфир передачи. Ее участники говорили о нарушениях права на образование, о психологическом или физическом насилии в образовательных учреждениях, и о том же говорили и писали родители школьников. Можно сделать вывод, что авторы цикла передач и выступившие в них правозащитники точно отразили реальную ситуацию с правами ребенка в школе.

Вся продукция была протестирована, и в ней использовалась общая символика кампании.

В средних школах и лицеях Пермской области был проведен мониторинг соблюдения прав человека. Проанализировав результаты мониторинга, наши коллеги провели семинар для учителей школ области.

"Права ребенка: взаимодействие семьи и школы" и организовали трансляцию ток-шоу, в котором участвовали представители системы образования, правозащитных организаций, родители школьников.

Пермь. Мальчик из детского дома на празднике «День ребенка»

В школах области был проведен конкурс сочинений среди старшеклассников "У меня есть права!". Было получено 364 сочинения от школьников из 12 городов и районов области.

Кампания в Перми завершилась праздником (праздничные мероприятия продолжались весь день), посвященным "Дню ребенка" и декаде семьи, 1 июня в центральном городском парке и на улицах города. В празднике участвовали 800 детей из детских домов области и 400 воспитанников детских домов Перми. Работали бесплатные аттракционы, проходили концерты творческих коллективов, проводились викторины, конкурсы, дискотеки и другие мероприятия.

Активную помощь в организации и проведении праздника оказала администрация области в лице вице-губернатора Татьяны Марголиной и профильных департаментов. Вице-губернатор утвердила согласованный с пермской группой реализации проекта план проведения праздника, что значительно облегчило подготовку такого масштабного мероприятия. Татьяна Марголина приняла участие не только в открытии праздника, но и в телемосте между городами Пермь—Кудымкар—Лысьва, на котором обсуждалась ситуация с правами детей и подростков в Пермской области. Кстати, телемост стал безвозмездным вкладом частных фирм в реализацию кампании.

Приведем выдержки из некоторых сочинений, наиболее ярко отражающие гражданскую позицию учащихся.

 

Фомин Олег

Нерусских учеников, детей небогатых родителей, неряшливых учеников основная масса учителей и учащихся старается избегать, не желает найти с ними общий язык. Если ученик очень хорошо учится, то некоторые учителя видят в нем потенциального врага, который впоследствии будет мешать ему жить. Поэтому такие учителя стараются испортить ученику жизнь, оценки, слишком "загружают" хороших учеников материалом, домашними заданиями. Подобное происходит, когда ученик не успевает по всем предметам. Иногда в таких случаях учитель может благоволить некоторым ученикам, которые помогут ему "уничтожить" нерадивого ученика. В обществе и школе, таким образом, зарождаются националистические, фашистские настроения.

Чтобы такого в школах не было, необходимо искоренять и подавлять всякие фашистские взгляды и настроения. Проводить актуальные беседы на эту тему с учителями и учениками. Между учителями и учениками должно сложиться взаимопонимание в решении этой проблемы.

 

Лысова Ольга

В каждом классе есть "белые вороны" — неординарные личности, общение с которыми требует особого подхода. Но, к сожалению, этот подход мало у кого есть. Порою взаимонепонимание приводит к психологическому или даже к физическому насилию. Нанося этим ребятам непоправимый моральный ущерб, сами того не подозревая, мы, быть может, воспитываем будущих маньяков, озлобленных людей, изгоев! Я считаю, что в этой ситуации работа с психологом просто необходима. Классные часы для того и существуют, чтобы мы учились общаться друг с другом, видеть личности в своих одноклассниках, уважать друг друга, и без работы специалиста здесь не обойтись.

 

Турушев Сергей
Пример школьной конституции
1. Ученик имеет право на бесплатное образование, и никто не должен этому мешать.
2. Каждый имеет право получать знание независимо от расы, имущественного и должностного положения родителей, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Гражданин не имеет права угрожать другому гражданину, оскорблять и унижать за его внешний вид, одежду и произношение.
4. Никто не имеет права принуждать к труду, труд должен быть добровольным.
5. Ученики и родители не обязаны сдавать деньги на ремонт школы и класса и не обязаны делать ремонт (участие учеников и родителей в ремонте школы в добровольной форме).
6. Работники школы не обязаны запрещать курить ученикам. Для курения должны быть созданы специальные места (курилки).
7. Технички не имеют права заставлять ученика делать их работу, но если ученик нарочно насорил, то пусть убирает ученик.
8. Учителя не имеют права принуждать ученика к участию в играх, олимпиадах, конкурсах, и ученик не должен нести за это наказание.
9. Гражданин имеет право возвратить еду, если она не пригодна к употреблению.
10. Ученик должен иметь право на оспаривание своих оценок в присутствии других учителей или специалистов.
11. Ученик должен иметь право на свободное посещение школы, или учиться экстерном.
12. Ученик должен иметь право на досрочное окончание учебного года или перевода в другой класс (в следующий), путем сдачи школьной темы и экзаменов.
13. Гражданин не должен появляться в школе в нетрезвом виде, наркотическом, токсическом опьянении.
14. Школа должна иметь место отдыха для своих граждан (клуб, кафе, кружки и т.д.).
15. Школьники имеют право на 5-дневную форму обучения.
16. Школа должна работать 7 дней в неделю с 7 до 21 часа, а по выходным или в каникулы до 23 часов.
17. Ученики имеют право на свободу выбора учителя, свободу слова.
18. Граждан школы по возможности должны кормить бесплатно.
19. Гражданин обязан отстаивать авторитет школы.
20. Каждый гражданин должен иметь право на отдых.
21. Каждый гражданин обязан соблюдать все свои права и обязанности.
22. Лучшие ученики и активисты должны получать каждый месяц стипендию или премию.

Большинство представителей целевой группы, видя материалы кампании, начинали размышлять о проблемах детей. Вот результаты ответа на вопрос: "Хотели ли вы, чтобы для защиты прав детей было сделано больше, когда видели материалы "Я человек..."?11

Таблица 7

 Пермь Пермская обл.Сверд. обл.Всего
ответ очень положительный 68% 44% 55% 56%
ответ положительный 21% 50% 28% 32%
нейтральный9% 5% 8% 8%
отрицательный 0% 0% 0% 0%
резко отрицательный 0% 0% 0% 0%
затрудняюсь ответить2% 1% 8% 4%

Таблица 8

 Пермь Пермская обл.Сверд. обл.Всего
ответ очень положительный 68% 44% 55% 56%
ответ положительный 21% 50% 28% 32%
нейтральный9% 5% 8% 8%
отрицательный 0% 0% 0% 0%
резко отрицательный 0% 0% 0% 0%
затрудняюсь ответить2% 1% 8% 4%

Пермь. Конкурс детского рисунка на празднике "День ребенка".

Увеличенное изображение
График 3
(увеличить)
Увеличенное изображение
Пермь. Листовка-стикер, размещенная в общественном транспорте
(увеличить)

В результате комбинированного использования рекламных щитов, календарей и программ по телевидению треть жителей Перми (34%) были так или иначе вовлечены в кампанию, и свыше 80% из них поняли ее цели. В Пермской области за пределами областного центра 19% знали о нашей акции.

Судя по реакции респондентов в г. Перми, основная мысль кампании была донесена весьма успешно: 68% с готовностью соглашаются и 21% соглашаются с утверждением, что материалы кампании "Я человек…" пробуждают в них желание, чтобы для защиты прав детей делалось больше. Впечатляют и цифры по Пермской области (за пределами областного центра) и Свердловской области. Результаты кампании свидетельствуют, что значительная часть населения города и области знают о нашей кампаниии и поняли ее цели и задачи, поэтому кампанию в Перми следует считать успешной (см. таб. 8) (результаты соцопроса, проведенного Левада-Центром в 2004 году — Прим. ред.) 12.

Нашу акцию, направленную на поддержку детей-сирот, их патронатных воспитателей, на соблюдение прав школьников и правовое просвещение детей и их родителей, активно поддержала администрация области.

В несколько раз возросло (см. график 3) количество депутатов, знающих о проблемах детей-сирот, в т.ч. в их избирательном округе.

В ноябре депутаты Законодательного соб-рания Пермской области приняли поправки к бюджету на 2004 год, позволяющие осуществлять финансирование патронатных семей не от "достигнутого" в предыдущем бюджетном году, а в связи с их реальными потребностями — для этого зарезервирован объем средств в оперативном фонде.

В результате этой кампании мы смогли повлиять на чиновников Перми и Пермской области. Это показал опрос, проведенный в рамках исследования результатов проекта компанией Validata. Было опрошено 17 работников областной администрации, так или иначе соприкасавшихся в своей работе с проектом. Чиновники отметили, что акции были направлены на преодоление барьеров, существующих в обществе, и укоренившихся представлений о родительском авторитете, о ролях детей и взрослых, что дети — "маленькие" и "неразумные", а взрослые — "умные" и "главные" (см. график 4).

О спецвыпуске газеты Пермского правозащитного центра "Личное дело", посвященном правам детей-сирот, вспомнили 15 респондентов. 12 из них дали положительные оценки данной акции. По их мнению, газета публиковала важную и актуальную информацию. По мнению респондентов, акция позволила многим жителям региона (в том числе и власть предержащим) "изменить свое сознание". Респонденты упоминают, что в результате кампании "был даже снят чиновник".

Рекламные плакаты в общественном транспорте были столь же эффективны, как и спецвыпуск газеты "Личное дело". Серия телепрограмм "Уроки вне расписания" заинтересовали респондентов "необычными" нестандартными темами, которые были затронуты. Проблема ущемления детей учителями, по мнению опрошенных, нетрадиционная для обсуждения тема.




Пермь. Бил-борд с лозунгом кампании по защите прав детей на улицах города


Увеличенное изображение
Футболку с одним из слоганов кампании по защите прав детей носили как дети-сироты, так и чиновники
(увеличить)

Увеличенное изображение
График 4
(увеличить)

Увеличенное изображение
График 5
(увеличить)

Увеличенное изображение
График 6
(увеличить)

Проект в целом, по мнению респондентов, оказал положительное влияние на общественное сознание (16 респондентов). Лишь один респондент отметил, что в ходе акции не в полной мере были затронуты такие важные темы как "права ребенка в семье".

Оценка эффективности отдельных акций одной из целевых групп кампании дана ниже (см.график 5).

В ходе кампании были выявлены злоупотребления в системе поставок продовольствия в детские дома. Столкнувшись с осторожными жалобами персонала детских учреждений на "неполадки" в "системе тендеров" на поставки продуктов питания и лекарств, совет общественных инспекторов области провел специальное расследование. Были опрошены руководители детских домов г. Перми. Собранная информация об очевидных злоупотреблениях в ходе тендерных поставок была передана губернатору Пермской области и главе города Перми и опубликована в СМИ в виде открытого письма. Руководитель Комитета социальной защиты населения администрации Пермской области и один из его заместителей были уволены.

Нас волновало положение патронатных семей и не всегда позитивное отношение общества к ним. Нам удалось добиться значительного улучшения отношения к этому общественному институту.

Одним из наиболее значимых результатов нашей работы стал рост числа людей, желающих стать патронатными воспитателями детей-сирот. Их количество за время проведения кампании осенью 2003 года возросло более чем вдвое (на 115% — см. график 6):

В городе и области было организовано большое количество мероприятий. Активное содержательное участие представителей властей региона позволило сделать кампанию не столько общественной, сколько общеобластной...

Мы понимаем, что административная поддержка имеет и негативную сторону.

Например, было проведено более 500 родительских собраний, где родителям объяснялись права учащихся и указывалось на необходимость их соблюдать. Но послать своих представителей на все 500 родительских собраний было невозможно. Поэтому мы не можем с уверенностью сказать, была ли суть кампании донесена до аудитории без каких-либо изменений.