Общественное мнение и права человека

Одной из основных причин нарушения прав человека в нашей стране является незнание гражданами своих прав.

Целью проекта "Работа с общественностью России. Стратегии повышения потребности общества в защите прав человека" было рассказать гражданам об их правах и научить различным способам отстаивания этих прав. "Точкой отсчета" для проекта послужила серия опросов, проведенных социологической службой ВЦИОМ в рамках исследования об отношении населения к правам человека, к правозащитным организациям, к государственным и общественным институтам, деятельность которых тем или иным образом влияет на соблюдение прав человека (опросы были проведены еще до подчинения ВЦИОМа Министерству труда и занятости и ухода большинства его сотрудников в независимую компанию ВЦИОМ-А, которая позже была переименована в Левада-Центр). Мы предлагаем читателям ознакомиться с наиболее интересными результатами этого исследования. Экспериментальной площадкой для проекта послужили три региона России: Пермь, Рязань и Ростовская область. В Перми проводились две кампании: по защите прав детей-сирот и по защите прав детей в школах, в Ростове проводилась правовое обучение учащихся средних и высших учебных заведений (от 16 до 24 лет), в Рязани проводилась кампания против войны в Чечне, адресатом которой были все возрастные группы города. После завершения эксперимента мы планируем ознакомить читателей с его результатами. А сейчас — лишь кратко рассказать о некоторых его аспектах. На примере рязанской антивоенной кампании мы хотели бы проиллюстрировать, как на основе социологических данных разрабатывается сценарий различных мероприятий.

Новые технологии в области прав человека

Расхожая фраза "эту бы энергию да в мирных целях", постоянно произносимая по поводу и без повода, представляется более чем уместной в разговоре о технологиях социального маркетинга. Мы неоднократно говорили, что одной из основных причин прихода к власти нынешнего главы государства и формирования нынешней политической системы явилась война в Чечне (см., например, Информационный бюллетень "Мемориал" № 28). Большинство населения поддерживало силовые действия в Чечне, умело препарированная политтехнологами информация и прямая пропаганда войны усиливали общественные настроения. Но большинство населения отрицательно относилось к этой войне, и вполне закономерно, что правозащитные организации, требующие прекращения войны, должны стремиться использовать доминирующие в обществе антивоенные настроения.

Отметим, что большая часть населения симпатизирует организациям, борющимся против войны в Чечне, но к началу кампаниии больнинство из опрошенных об этих организациях и их деятельности мало что знали.

Общественным организациям необходимо научиться говорить с обществом на понятном ему языке. Способность нащупать "точки соприкосновения" между общественными настроениями и своей позицией, умение эффективно влиять на общественное мнение — это и есть искусство социального маркетинга. Технологии Public Relations, активно используемые противниками демократизации общества, могут послужить ее сторонникам. Одной из важнейших компонент эксперимента по использованию социального маркетинга в сфере прав человека является проверка эффективности воздействия всей продукции, выпускаемой в рамках проекта (статей в прессе, листовок, рекламы, бил-бордов, комиксов, аудио- и видеороликов и пр.), на предполагаемого ее адресата.

Как соотносится использование социального маркетинга для защиты прав человека с традиционной идеологией отечественного правозащитного движения, борьбой "за успех нашего безнадежного дела"? Об этом мы и будем говорить в данной брошюре.