Население России о правах человека и гражданских организациях: социологические данные и их интерпретации

В "Мемориале" была создана неформальная рабочая группа с нашими коллегами из США: Сарой Мендельсон — старшим сотрудником программы России и Евразии в CSIS (Центр стратегических и международных Исследований), Тедом Гербером — профессором социологии из Университета Висконсина, Грегом Минжаком из компании Public Strategies. Благодаря совместной работе были найдены средства из разных источников на осуществление кампаний социального маркетинга 1 в регионах. Основным донором выступило Агентство США по международному развитию.

Понимая, что наши представления о взглядах населения очень неточны и субъективны, и для того, чтобы собрать точные данные, мы заказали компании ВЦИОМ провести серию региональных опросов общественного мнения. Первый был проведен в Рязанской, Ростовской, Пермской, Калужской, Свердловской областях и Ставропольском крае в апреле 2002 года (примерно 500 человек в возрасте от 18 до 64 лет были опрошены в каждом регионе, всего было опрошено 3002 человека). Второй общероссийский опрос был проведен в мае 2002 года (1907 человек в возрасте от 18 до 64 лет). В 2003 и 2004 годах все исследования, упомянутые в данной брошюре, проводились Левада-Центром. В каждом из регионов проекта для того, чтобы углубить представление о целевых аудиториях, Центр независимых социологических исследований провел серию фокус-групп. Так была получена информация об отношении населения к правам человека, к правозащитным организациям, к государственным и общественным институтам, деятельность которых тем или иным образом влияет на соблюдение прав человека (см. таб. 1).

Таблица 1. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТЕМ ГРУППАМ/ОРГАНИЗАЦИЯМ, КОТОРЫЕ ПРОВОДЯТ АКЦИИ В ЗАЩИТУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОНИ В ВАШЕМ НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ ИЛИ В ДРУГИХ)?.2

 Рязань Ростов Пермь Тестовые регионы3 Всего
1. очень положительно 34,3% 27,3% 22,2% 15,2% 21,6%
2. скорее положительно 30,7% 40,1% 43,7% 43,7% 40,9%
3. безразлично, меня это не интересует 11,8% 11,6% 10,4% 14,9% 13,1%
4. скорее отрицательно 1,0% 3,0% 1,6% 1,9% 1,9%
5. крайне отрицательно 0,8% 0,8% 0,6% 0,6%
6. вообще ничего не слышал/а о таких группах/организациях 22,2% 17,2% 21,2% 23,6% 21,9%

Впервые в России было изучено не только отношение к тем или иным правозащитным вопросам, но и отношение граждан России к обществу "Мемориал", к другим общественным организациям. Оказалось, что у некоммерческих организаций очень большой кредит доверия.

Сара Мендельсон из CSIS и Теодор Гербер из Университета Висконсина приводят следующие данные о популярности конкретных НПО среди россиян, основываясь на результатах общественных опросов 2003–2004 годов, проведенных Левада-Центром. 11 тыс. 202 респондента было опрошено в 46 регионах (см. график 1).

График 1. Информированность и мнение о конкретных НПО (2003г.)

Из правозащитных организаций наиболее известной среди широкой публики был Комитет солдатских матерей (КСМ). Так, в зависимости от возрастной группы данные показывают, что от 73% до 82% населения знают о данной организации.

КСМ несколько менее известен представителям возрастной группы до 30 лет (16–29 лет), тем не менее, почти три четверти молодых россиян также знают эту организацию. Впрочем, она не только хорошо известна… Большинство респондентов — от 64% до 69%, кто знает о КСМ, оценивают работу этой организации высоко или очень высоко. Количество людей, отрицательно относящихся к КСМ, всегда было низким — около 4%.

Около трети респондентов, знающих о данной организации, относятся к ней нейтрально.

Высокий рейтинг КСМ вызван комбинированным действием нескольких факторов. Опыт КСМ может быть полезен и другим организациям, стремящимся повысить свою популярность среди населения.

Данная организация четко ассоциируется с конкретными услугами, которые пользуются большим спросом. "Комитет" консультирует по вопросам призыва в армию, оказывает юридическую помощь призывникам, а также протестует против войны в Чечне.

Это позволяет предположить, что КСМ мог бы быть доминирующей силой, ведущей борьбу за реформу армии, если бы они сконцентрировались на осуществлении конкретных стратегий, например, связанных с проблемой дедовщины. (Но "Комитет Солдатских матерей" предпочел создать политическую партию. Возможно, такое решение было не самой эффективной стратегией, поскольку данные социологических опросов показывают, что население России мало доверяет партиям.)

В любом случае, высокий уровень доверия к КСМ позволяет предположить, что, если другие правозащитные организации желают повысить свой авторитет среди населения и приобрести больше сторонников, им следовало бы разработать специальную стратегию для достижения этой цели. Им нужно добиться, чтобы название организации ассоциировалось у населения с каким-либо набором услуг ("брендом") для тех групп россиян, которые данная организация надеется привлечь.

Не все НПО занимаются предоставлением услуг и нуждаются в привлечении сторонников. Тем не менее, для любой НПО необходимо создать четкую ассоциацию между своим именем и тем или иным вопросом (решаемым этой НПО), который, как показывают данные исследований, является предметом глубокой озабоченности населения.

"Мемориал" в той или иной мере известен широкой публике, хотя информированность о нем и варьируется в зависимости от возрастной группы.

Наши данные показывают, что в целом около 22–24% населения России слышали о "Мемориале". Однако среди респондентов, которым нет 30 лет (16–29 лет), цифры гораздо ниже: только 16% из них слышало о "Мемориале". Среди тех, кто слышал об организации, около 35–37% относятся к ней положительно.

Эти данные дают основания предположить, что этих людей, как "колеблющихся избирателей", можно убедить в том, что работа "Мемориала" является полезной для общества.

Количество респондентов, отрицательно относящихся к "Мемориалу", выше, чем число негативно относящихся к Комитету солдатских матерей, однако оно не настолько велико, чтобы быть серьезной причиной для беспокойства.

"Мемориал" все же обладает некоторым количеством сторонников среди населения и может добиться увеличения их численности.

Московская Хельсинкская группа значительно менее известна широкой публике.

Лишь от 5% до 10% (в зависимости от возраста опрашиваемых) предположительно слышали о МХГ.

Другие данные показывают, что среди женщин до 30 лет (16–29 лет) лишь 3% опрашиваемых слышали о МХГ. Около трети тех, кто слышал об МХГ, оценивают ее деятельность положительно.

Отрицательное мнение о Московской Хельсинкской группе высказывают гораздо большее число респондентов, чем о "Мемориале" и КСМ, однако некоторые из респондентов в исследованиях в действительности не слышали о МХГ. Возможно, что отрицательное мнение о МХГ вызвано так называемыми "антимосковскими" настроениями населения, и слово "московская" увеличивает количество отрицательных мнений среди респондентов в регионах.