Вторая региональная встреча по проекту “Всероссийский исторический конкурс для старшеклассников. Человек в истории. Россия – ХХ век”.

На встрече присутствовали:

1 А.Б. Рогинский, председатель правления Международного общества «Мемориал».

2. Е. Б .Жемкова, исполнительный директор Общества «Мемориал».

3. И.Л. Щербакова., руководитель школьного проекта.

4. О.Б. Михайлова, секретарь школьного проекта.

Региональные координаторы по школьному проекту:

1. А.В. Битюцкая - Воронеж,

2. А.Я. Пастухова – Екатеринбург,

3.Г.Л. Шубина – Екатеринбург,

4. И.А. Резникова – С.-Петербург,

5.Л.Ю. Обухов – Пермь,

6. А.Ю. Емельянов – Томск,

7.О.И. Колобенина– Ярославль,

8.Ю.Б. Марковин – Ярославль.

Повестка дня:

1.Вступительное слово – Е.Жемкова, исполнительный директор Общества «Мемориал».

2.Выступление руководителя школьного проекта – И.Щербаковой, посвященное текущему состоянию дел с конкурсом. Новые предложения по организации школьного проекта.

3.Отчеты региональных координаторов о проделанной работе.

4.Дискуссия о конкурсе.

5.Обсуждение идеи семинара для учителей и школьников по теме “Всероссийский исторический конкурс для старшеклассников. Человек в истории. Россия – ХХ век”.

Е.Жемкова отметила, что работа по школьному конкурсу идет успешно. Также в этот конкурс активно включились многие отделения “Мемориала”. В местных газетах были публикации с информацией о конкурсе, например: в Иваново, в Комсомольске–на-Амуре, в Братске. Следует подумать о том, чтобы включить в этот конкурс еще несколько “Мемориалов”, которые проявляют большую заинтересованность и выражают активную поддержку. Также Е.Жемкова отметила, что идея конкурса была поддержана на семинарах правозащитников. Они согласны оказать активную помощь.

И.Щербакова в своем выступлении рассказала, что работа в Москве шла по тем же направлениям, что и в регионах. Была проведена большая рекламная и информационная работа: изданы плакаты и методические материалы в помощь участникам конкурса, распространена информация о конкурсе по московским государственным и частным школам (в основном с гуманитарным уклоном), проведены встречи с учителями истории и литературы. Плакаты и методические пособия были отданы в Государственный Исторический музей, в краеведческие и исторические кружки. Школьники уже взяли примерные темы. Информация о конкурсе поступила в центральные библиотеки.

И.Щербакова провела одну телевизионную передачу (“ТВ Центр – Навигатор”) и две рекламные передачи с информацией о конкурсе по центральному радио (“Радио России” и “Эхо Москвы”). Последовали многочисленные звонки, но пока, в основном, от родителей и учителей. Приходят письма от детей, мы им отвечаем, посылаем методики и плакаты. На конкурс уже начали поступать работы, и стало очевидно, что они курсируют: их посылают с одного конкурса на другой. Ничего страшного в этом нет, кроме только одного: основной задачей этого конкурса было заинтересовать детей, научить их хоть немного самостоятельно думать, работать. Эти же работы (со школьных конкурсов, школьных олимпиад), в основном, написаны по “указке” учителей. Практически все дети не в состоянии раскрыть даже те интересные сюжеты, на которые они наталкиваются. Например, чрезвычайно интересные по своей сути семейные истории о репрессированных калмыках и т.п. И.Щербакова предложила провести семинары для учителей и для школьников, чтобы помочь им в написании работ. Эти вопросы поднимают также в своих отчетах региональные координаторы. Обсуждался вопрос, какими должны быть эти семинары. Должны ли это быть какие-нибудь практические занятия: например, по устной истории, как брать интервью, что такое тематическое интервью, что значит биографическое интервью. Можно было бы, пригласить архивных работников для работы с детьми, которые бы рассказали о работе в архиве. По этому поводу выступили многие координаторы. Большинство поддерживают Л.А. Обухова, который считает, что такие семинары поставят приехавших детей и учителей в привилегированное положение, так как собрать на таком семинаре можно будет очень ограниченное количество желающих.

Предлагались к обсуждению вопросы о награждении детей и учителей, а также идея проведения учебного семинара по окончании конкурса. Поднимался вопрос создания летнего лагеря, для победителей конкурса на базе Пермского музея ГУЛАГа.

Был обсужден вопрос, касающийся фонда работ по школьному конкурсу. Как отметила Е.Жемкова, это будет открытый фонд для всех желающих. Московский “Мемориал” берет на себя обязательство отдавать копии тем региональным “Мемориалам”, которые хотят организовать такой фонд у себя. Также это касается тематической подборки работ. Такой тематический заказ будет откопирован вместе с фотографиями и аудиоматериалами.

Далее на встрече были заслушаны отчеты региональных координаторов.

 

А.Битюцкая (Воронеж):

Работа идет очень активно.

1) О проведении конкурса оповещены отделы городских и областных комитетов по образованию. Привлечены к сотрудничеству областные и муниципальные музеи Воронежа и Воронежской области, один музей Волгоградской области и один музей Белгородской области.

2) Разосланы информационные письма в редакции газет “Воронежский курьер”, “Воронежские вести”, “Коммуна”, “Молодой коммунар” (основные газеты региона), а также в малотиражки с просьбой опубликовать сведения об объявленном конкурсе.

3. Объявления о конкурсе прозвучали по радио в программах “Радио-Юнимакс” (общегородское радио), “Диапазон” (радиопередача для молодежи и старшеклассников).

4) Объявление о конкурсе было дано по “Четвертому каналу” Воронежского телевидения.

5) Были посланы письма в Государственный архив ВО и Центр документации новейшей истории ВО с просьбой помогать участникам конкурса при работе в архивах.

6) Важная инициатива, которую проявили в Воронеже – это организация участия детей из репрессированных семей, которые напишут работы о своих родственниках. Работают над темами, связанными с их родителями, дети из семьи членов Общества “Мемориал” (Сафонова Надя, Нечапаева Аня, Лагутина Лена, Елецких Владимир).

К сожалению, в Воронеже есть свои трудности, связанные в основном с тем, что местные “красные” власти не поддерживают этот конкурс и “Мемориал”.

 

Г.Шубина (Екатеринбург):

Была проведена большая работа с учителями региона.

1) В Доме учителя организовано совещание руководителей объединений учителей истории. Тема: конкурс старшеклассников. Г.Л. Шубина рассказала о конкурсе, раздала методические материалы. Информация вывешена в Доме учителя.

2) Г.Шубина выступила на заседании методического объединения учителей истории Кировского района.

3) Подключен к работе Институт регионального развития образования (бывший институт усовершенствования учителей). На кафедре истории во время семинаров и краткосрочных курсов информация о конкурсе распространяется среди учителей области. Есть договоренность о проведении в начале учебного года конференции для школьников.

4) Шубина выступила на областном совещании руководителей и специалистов по дополнительному образованию с объявлением и информацией о конкурсе.

5) Предполагается провести акцию с приглашением журналистов (начало учебного года).

6) Готовится к выпуску номер журнала “Уральский следопыт” с материалом о конкурсе.

Была проведена встреча с активистами общественных организаций, объединяющих людей, пострадавших от репрессий, договорились о сотрудничестве. В ходе работы сформировался орг.комитет, куда, помимо екатеринбургского. “Мемориала”, вошли:

С.П. Постников - зам.директора Института истории и археологии, Исполнительный директор благотворительного фонда института;

И.С. Огоновская – зав.кафедрой истории ИРРО;

В.А. Долганова – зам.начальника городского управления образования;

Л.А. Воробьева– директор областной библиотеки для детей и юношества;

О.В. Вопилова – методист совета по краеведению министерства образования Свердловской области.

 

И.Резникова (С.-Петербург):

Проводится активная работа в школах.

1) Для школьников организован курс лекций

Peterschule и 294 школа – цикл из пяти лекций “Исторические чтения: Россия в ХХ веке” (В.В.Иофе) для учеников старших классов.

В 1999/2000 учебном году предполагается продолжение чтения лекций и организация семинара.

2) Для старших школьников организуются экскурсии в Левашово и в НИЦ “Мемориал”.

3) В школе № 90 (Выборгский р-н) была проведена школьная конференция. В этой же школе была организована временная экспозиция из музейных фондов НИЦ “Мемориала”.

4) Для учеников 10-х классов с 1 по 15 июня на базе НИЦ “Мемориал” была организована практика по устной истории. Было проведено более 20 консультаций для учеников по вопросам: выбор темы работы, подбор источников, составление плана работы.

 

С.Иванова (Рязань):

Проводится большая работа со средствами массовой информации.

1) Распространение информации о конкурсе на семинаре Фонда защиты гласности представителей правозащитных организаций и средств массовой информации в г.Саранске. После этой встречи информационные листы по конкурсу были опубликованы в газетах “Столица – С”, “Вечерний Саранск”, “7 дней”.

2) Публикация информации о конкурсе “Такая странная история” в газете “Молодежная среда” (16.06.99).

3) По областному радио (отдел информации) состоится встреча с журналистом В.Астафьевым (июль).

4) Была проведена встреча с редакцией международного правозащитного журнала “Карта”. Результат встречи – рассылка пресс-релизов о конкурсе по рязанским СМИ: газеты “Рязанские ведомости”, “Приокская газета”, “Вечерняя Рязань”.

Ивановой была также проведена серьезная работа по распространению информации о конкурсе среди представителей Управления образования, науки и молодежи

Администрации города. (Была подана заявка участия проекта в плане городского Управления на 1999-2000 учебный год.) Были проведены встречи с представителями Управления по делам образования с целью совместного сотрудничества.

 

Л.Обухов (Пермь):

1) Главное внимание уделялось распространению информации о конкурсе. Выступал с информацией о конкурсе на областной научно-практической конференции на секции учителей истории; на областной конференции учащихся; на собрании пермского “Мемориала” и Ассоциации жертв политических репрессий, на котором присутствовали и некоторые руководители районных и городских отделений “Мемориала”. Рекламные материалы переданы в музей “Пермь-6”, который активно посещают учащиеся.

2) В конце мая был разослан пресс-релиз по всем средствам массовой информации, большинство из них опубликовало краткую информацию о конкурсе. Корреспондент одной из радиостанций (“Радио Максимум”) взяла интервью о конкурсе.

3) Была передана информация о конкурсе учителям Чердыни, Ныроба, Керчев - северных районов, где очень много было в свое время высланных раскулаченных и спецпереселенцев.

4) Подготовлено письмо районным и городским отделениям “Мемориала” о проводимом конкурсе с просьбой оказать содействие.

5) Активно информация о конкурсе распространяется “приватно” знакомым учителям, выпускникам истфака ПГУ.

6) Объявления о конкурсе были переданы на заочное отделение историко-политологического факультета ПГУ и заочное отделение исторического факультета ПГПУ, поскольку там обучаются учителя истории.

 

О.Колобенина (Ярославль):

1) Размещена информация о конкурсе в Интернете, и в наиболее посещаемых школьниками местах.

2) Установлены контакты со школами и с внешкольными учреждениями (школа юных журналистов, станция юных туристов), занимающимися углубленными историческими и краеведческими исследованиями и уже зарекомендовавшими себя на региональных и всероссийских конкурсах, получено их согласие на участие в конкурсе.

3) Достигнута договоренность о сотрудничестве с “Провинциальным колледжем” – средним учебным заведением гуманитарного профиля, являющимся центром школьных научных исследований.

4) Ю.Б.Марковин выступил с лекциями в школах г. Ярославля, углубленно занимающихся историческими исследованиями.

 

А.ЕмельЯнов (Томск):

Большую поддержку конкурсу оказывают местные власти.

1) Был изготовлен рекламный ролик о конкурсе – 40 с.

2) Дано интервью Томской Государственной телерадиокомпании.

3) Опубликован материал в газете “Томский вестник”

 

Работа с общественными организациями.

1) Томская региональная общественная организация “Женский выбор” учредила приз лучшей конкурсной работе о женщинах Томской области.

2) Налажен контакт с томским польским национальным центром “Белый орел” (история поляков на Томской земле).

 

Работа с образовательными учреждениями.

1) Распространена информация с Областным и Городским управлением образования, идет сотрудничество.

2) Была разослана информация о конкурсе в окружные отделы образования и методическое объединение ССУЗов.

3) Проведена работа со школьниками области.

4) Дана информация о конкурсе, проведены беседы с учителями и учащимися лицеев и гимназий, муниципальных школ и средних специальных учебных заведений.

Все региональные координаторы разослали информацию по конкурсу через департаменты образования по всем районам области.

Поместили информацию о конкурсе в областные и городские библиотеки.

Информировали школьников об условиях конкурса (беседы, лекции).

Одним из препятствий для серьезной творческой работы школьников является полная закрытость для них местных архивов. Они закрывают свои двери перед старшеклассниками, несмотря на письма-рекомендации из местных “Мемориалов”. Это, конечно, сильно ухудшает условия работы (по сравнению, например, с ситуацией в Польше и Германии).

Было решено начать помещать в интернете постоянно обновляемые списки, поступивших на конкурс работ, с указанием фамилии участников, что, возможно, подтолкнет старшеклассников к участию в конкурсе, наведет на темы для работы, а для региональных координаторов будет дополнительным стимулом для сравнения активности по регионам.

Следующую встречу координаторов решено провести в Москве, в конце сентября.

 

О.Михайлова

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.