Информация, пропаганда и война

Во время гаитянского кризиса 1994 года председатель комитета начальников штабов американской армии Джон Шаликашвили сказал: «Мы не побеждаем, пока CNN не говорит, что мы побеждаем». Это высказывание хорошо иллюстрирует роль информации не только в повседневной жизни, но и на войне. В 1916 году – во время первой мировой – один журналист приходился на 20 тысяч солдат и офицеров, а в 1996-м в Боснии репортеров стало столько, что, распределись они равномерно, каждый мог бы освещать действия всего 20 военнослужащих. Как и в других отраслях информационной индустрии, мы видим здесь рост в тысячу раз.

На днях началась вторая чеченская война. По мнению многих военных первая была проиграна из-за вмешательства средств массовой информации, продажных политиков и правозащитных организаций. Владислав Шурыгин в еженедельнике «Завтра» сформулировал это так: «Практически именно сформированное в России антивоенное, антиармейское, сочувственное чеченцам общественное мнение можно смело назвать одной из основных причин нашего поражения в Чечне».

Из этого был сделан довольно рискованный вывод: «Если выиграть войну информационную, то победа над Чечней обеспечена».

Возможно, именно значительные успехи в перемене общественных настроений сделали неизбежной сухопутную операцию. Почему они произошли? Каковы основные составляющие причинно- следственной воронки, ведущей страну к катастрофе?

Интересно, что информацию для ответов на все эти вопросы можно получить, пользуясь только ресурсами Интернета.

Толчком к раскручиванию спирали послужило вторжение в Дагестан с территории Чечни вооруженных формирований. Освещалось оно по началу обычно. Журналисты задавали вопросы: Как смогли боевики практически без боя захватить три района Дагестана? Почему федеральные и местные войска прибегли к помощи ополчения – сами не могут справиться? И так далее. Но тут произошли события, которые в корне изменили общественное мнение.

Конечно, это – взрывы. Взорвались не только дома в Москве и Волгодонске. Взорвались основные средства массовой информации. Причем их единодушие и безапелляционность позволяют говорить о широкомасштабной пропагандистской компании, где гибель спящих людей стала мощным «информационным поводом».

Всмотримся внимательно в недавнюю историю, отлично запечатленную на Интернет-страницах новостных лент и в электронных архивах газет. К журналисту «Новой газеты» Вячеславу Измайлову, известному своими правдивыми статьями о чеченской войне и участию в спасении заложников, пришел человек и рассказал, что чеченцы собираются руками бывших своих пленных славян, замаранных преступлениями, совершить десять взрывов. Измайлов беседовал с этим человеком в присутствии приглашенных им оперативников. Прогремел взрыв в Печатниках. Измайлов выступил со своей версией с десятками интервью, и ему были предоставлены самые массовые площадки СМИ. После этого его информатор то пропадал, то появлялся, а потом милицейский генерал сказал, что он сумасшедший и все его сообщения – бред.

«Чеченский след» до сих пор остается гипотезой. Ни одного существенного доказательства не найдено, при всей заинтересованности в нем силовиков. Но СМИ, несмотря на это, требуют уничтожить не боевиков, не террористов, а весь чеченский народ. Явно зависимые, и зависимость эту давно обнаружившие журналисты стали призывать к ковровым бомбардировкам, тотальному применению химического и бактериологического оружия. По телевидению прошли кадры издевательств над солдатами федеральных войск трехлетней давности.

Странность происходящего подчеркнуло небывалое событие в истории наших спецслужб. СМИ по достоинству не оценили извинение шефа ФСБ Патрушева перед гражданами Рязани. Обратим внимание, что это произошло первый раз за всю историю ВЧК–ОГПУ–НКВД–КГБ– ФСК–ФСБ. По-видимому, при так называемых «учениях» случилось что-то совсем из ряда вон выходящее.

Как бы там ни было, но взрывы коренным образом изменили информационную картину происходящего. Перефразируя Вольтера, скажем: «Если бы взрывов не было, то их следовало бы выдумать».

Анализируя ошибки прошлой чеченской войны, журнал Министерства обороны «Ориентир» писал: «Предполагалось, что личный состав будет хорошо проинформирован о складывающейся политической обстановке, вполне уяснит для себя «образ врага». Однако в данном случае такой длительной идеологической, психологической подготовки не было».

Теперь же сформирован простой и ясный образ врага, это - любой чеченец. И появились запоминающиеся девизы, которые в рекламе называют слоганами: «Чечня должна умереть, если Россия хочет жить».

Дмитрий Эпштейн в статье «На идеологическом фронте» обращал внимание, что: «Фронтовая пропаганда – жанр специфический. Вероятно, понятие военной хитрости включает обман не только противника, но и своего личного состава. С точки зрения гражданского общества интереснее то, что называется «идеологическим обеспечением». В наступательных войнах, к которым относится чеченская операция, его роль особенно важна». И поэтому так необходимо создать у среднего российского человека ощущение личной угрозы, чтобы, как продолжает Эпштейн: «призыв к «окончательной ликвидации очага бандитизма» смотрелся естественно и оправданно».

Попытки изменить отношение к чеченскому конфликту были и во время прошлой войны. Кстати, делались они теми же журналистами. Например, Михаил Леонтьев в упомянутом выше министерском журнале «Ориентир» еще в 1996 году старался мысленно перенести угрозу поближе к дому читателя: «Чеченская экспансия остановится только там, где ее остановят. Способ существования чеченского режима – это постоянная экспансия, политическая, криминальная, какая угодно, а отнюдь не «сепаратизм»». Тот же человек, то же самое говорит, правда, по Общественному российскому телевидению, однако, слова его теперь воспринимаются многими согражданами гораздо сочувственнее. Что значит – весомый информационный повод.

В рядах «партии войны» царит эйфория. Один московский милиционер, отказывая в регистрации по национальному признаку, на депутатский запрос продемонстрировал это четко, по военному: «Сегодня закон – это я». Генералы радостно повторяют: «никакие сергеи адамовичи ковалевы» нас теперь не остановят. Во многом, кстати, в этом виноваты сами чеченские полевые командиры, поддерживающие или терпящие заложничество. Ведь в современном информационном пространстве ценится сообщение, подтвержденное из независимых источников, а страх перед похищением с перспективой на насилие и даже смерть убрал эти источники с территории независимой республики.

Но хочется напомнить нашим военным, что информационная победа на первом этапе должна быть подкреплена реальными действиями на втором. А пока мы видим «самое решительное наступление на грабли». Никак не могут договориться разные силовые ведомства. Большие потери от собственной авиации. Точечное бомбометание по школам и азербайджанским селениям. Солдат кормят тухлой тушенкой. И, конечно, извлечение на свет божий марионеточного чеченского правительства, которое никого никогда не представляло, не представляет и представлять не может. Трудно придумать более удачную платформу для немедленного сплочения всего разобщенного чеченского населения вокруг грозненского руководства.

Да и информационная блокада нынешней войсковой операции не так тотальна, как надеются политработники и их новые коллеги – политтехнологи. Именно Интернет дает возможность услышать, как пропаганду чеченской стороны, например на сайте www.kavkaz.org, так и мнение независимых наблюдателей в зоне нового кавказкого конфликта на узлах www.lemonde.fr , www.memo.ru. Там вы найдете не только подтверждение фактов частой гибели от бомбежек мирного населения в статьях Софи Шехаб, но и полные тексты таких обобщающих работ, как «Россия – Чечня: цепь ошибок и преступлений» общества «Мемориал» или «Информационная война в Чечне» Фонда защиты гласности. Даже предварительное знакомство с которыми позволяет утверждать, что война будет долгой, жестокой и безрезультатной. Вернее с результатом, «как всегда». И в области информации тоже.

Ветеран работы среди войск и населения противника полковник Юрий Басистов писал: «Опыт показал, что лживая пропаганда, даже имеющая временный успех, в конечном счете приводит к обратным результатам и дискредитирует ее источник».

А это, не исключено, может подтолкнуть пропагандистов к созданию новых сильнодействующих информационных поводов.

Александр Костинский

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.